Поиск игры:
 Система
PC
 Жанр
MMORPG
 Разработчик
Square Co., Ltd.
 Издатель
Square Co., Ltd.
Square Enix
Sony Computer Entertainment
 Официальный сайт
playonline.com/ff11
playonline.com/ff11us
playonline.com/ff11eu/index.sh...
 Релиз
07.11.2002
28.10.2003
17.09.2004
 Исполнительный продюсер
Хиронобу Сакагути
 Продюсер
Хиромити Танака
 Директор
Коити Исии
 Дизайнер персонажей
Нобуёси Михара
 Сценарий
Масато Като
 Художественный дизайн
Рёске Айба
 Главный программист
Кен Нарита
 Композитор
Нобуо Уемацу, Наоси Мизута, Куми Таниока
[ подробнее ]
FINAL FANTASY XI ONLINE
  m|m    23 июля 2009, 13:45    40263    6

Первая MMORPG производства одного из ведущих игродельческих концернов - Square Enix, отсчитывает восьмой год нахождения в эксплуатации. Периодические юбилеи и памятные даты отмечают песнями, плясками, раздачей ценных призов и обнародованием бесполезной статистики. На просторах российской виртуальщины не часто доводится слышать разговоры про онлайновый эпизод культового сериала. Можно подумать, что игра отслужила свой срок и мирно ушла в забвение. Но отнюдь! И по сию пору Final Fantasy XI остается популярной и почитаемой забавой, за которой бездарно растрачивает жизни великое множество людей самых разных возрастов и национальностей.

Как же так получилось, что при народной любви к Финалке, в России игра не добилась должной популярности? Благодарить за это стоит компанию "Акелла", которая, выпустив комплект из основной игры и двух дополнений, благополучно про Одиннадцатую забыла. Ни рекламной кампании, ни организации русскоязычной службы саппорта, ничего. В свободной продаже игру нынче днем с огнем не сыскать, а в тех редких местах, где она всё ещё имеется, за морально устаревшее издание требуют совершенно грабительские суммы. Единственный способ разжиться свежей версией со всеми адд-онами - покупать игру через Square'овскую службу PlayOnline, либо заказывать коробку из зарубежных магазинов. Тем не менее, вопреки всем обстоятельствам, на одном из серверов сложилось достаточно сильное сообщество русскоязычных игроков. Обо всяческих объединениях по интересам мы расскажем чуть позже, пока же пробежимся по базовым аспектам существования в Вана'диэле.

Рождение героя

Как это издревле заведено, самым первым делом нужно создать своё виртуальное воплощение. Процедура эта состоит из нескольких шагов. Для начала предлагается выбрать принадлежность к одной из пяти разумных и, что немаловажно, цивилизованных рас. На выбор предлагаются сбалансированные хьюмы, сильные эльваны, хвостатые митры, хитрые тарутару и выносливые галки. Как и в небезызвестном World of Warcraft, в Final Fantasy XI предостаточно и страхолюдных, кровожадных национальностей, но выступать на стороне этих гнусных тварей нам не позволяют - всё-таки, о Финалке речь идёт.

Хотя раса и оказывает немалое влияние на способности персонажа в той или иной области, руководствоваться при выборе нужно в первую очередь тем, как вы хотите выглядеть. Конечно, в Вана'диэле редко увидишь серьёзного галку-мага, но за исключением подобных экстримальных комбинаций, умение играть и верный подбор экипировки куда важнее расы.

Определившись с национальностью, настраиваем внешность - фигуру, лицо и причёску. Игра не предоставляет тут широкого ассортимента, что следует списать на технические ограничения PS2, одной из целевых платформ.

Третий шаг - выбор класса, наименее важен. "Как так?!" - возмутится читатель, "ведь профессия персонажа определяет весь стиль игры!". Так-то оно так, но в FFXI выбор класса не является окончательным, а как раз наоборот - его приходится нередко менять под конкретные ситуации. Дабы из воина стать магом или кем угодно ещё, достаточно заглянуть в личные апартаменты в любом городе. Никаких пенальти за смену класса не накладывается, перекидывайтесь наздоровье. Данный нюанс открывает безграничные просторы для прокачки: вы можете довести до максимального уровня (длительное время был 75, ныне планку подняли до 99) столько профессий, на сколько хватит времени и сил. По крайней мере парочку освоить придётся точно, ибо кроме основного класса у персонажа есть ещё и подкласс - эдакий полезный нарост, дарующий дополнительные способности, заклинания и прибавку к параметрам. И хотя ставить в подкласс можно что угодно, общественность будет ожидать от вас грамотного выбора, реально повышающего эффективность.

Боец может поставить в подкласс белого мага, но паладином он от этого не станет - нет для этого базы. Уровень сопутствующего класса может быть максимум вдвое меньше основного - это если он в достаточной степени прокачан. А вот поставьте белому магу в подкласс чёрного - и он уже сможет выдавать какие-никакие, а фаерболлы, заодно с телепортацией и прочими полезными фишками.

Наделив своё альтер-эго первичными признаками, выбираем сервер. По наполнению они идентичны, единственное различие - в людях, которые там играют. На каждом сервере в пиковые часы может находиться до нескольких тысяч игроков. При этом в FFXI нет разделения по регионам: американцы, европейцы, японцы - все варятся в одном котле. Отсутствуют "мёртвые" часы: ложится спать один континент, просыпается другой. Всегда есть, с кем играть.

Исторически сложилось, что русские в основном тусуются на сервере Phoenix. Самое первое сообщество для русскоязычных, "Империум", обладало широкой известностью и крепкой репутацией, хотя со временем самые активные его участники разругались между собой и разбились на отдельные группировки. Некоторые, стремясь найти поля зеленее, так и вообще перебрались на другие сервера.

Особенности интернационального мордобоя

Вопрос, наверняка гложащий многих - как там у игры с боевой системой? Ведь очевидно, что в мире, где в реальном времени сосуществуют тысячи людей, воплотить классическую пошаговую систему невозможно. Так-то оно, конечно, так, но можно смело сказать, что сражения в FFXI настолько близки к стандарту, насколько это в онлайновых условиях возможно. Да, естественно, наличествует толика real-time'а: чёткое деление на ходы отсутствует, можно свободно передвигаться, но всё это на самом деле не имеет особого значения, потому как на каждое действие наложен определённый период перезарядки, что и создаёт эффект эдакой квази-пошаговости.

В случае с ближним боем это организовано следующим образом. Подойдя к цели, выбираем пункт меню "атака" - персонаж достанет орудие и начнёт самостоятельно жертву им ковырять. Частота, с которой будут наноситься удары, зависит от параметра "задержка" - оный у каждого инструмента варьируется. Сами по себе обычные удары, впрочем, довольно слабые. Смысл их в том, что с каждой успешно нанесённой - и полученной - шишкой заполняется полоска TP. Как она достигает 100% - дозволяется произвести присущую данному виду оружия разрушительную супер-атаку. Получается фирменный финалковский "Limit Break/Overdrive" в миниатюре. Можно подождать, пока TP достигнут 200% или даже 300% - атака будет, понятно, сильнее. Высший пилотаж - когда бойцы активируют супер-атаки все вместе и в определённой последовательности, что создаёт эффект, именуемый skillchain - дополнительный (порой весьма нехилый) ущерб.

У магии тоже предостаточно нюансов. Во-первых, заклинания вступают в действие не сразу, прежде они определённое время кастуются - чем сильнее заклинание, тем дольше оно кастуется. Если персонаж в это время подвергнется атаке или хотя бы дёрнется - скорее всего процесс прервётся, придётся начинать заново. Более того, прежде чем начать кастовать это заклинание снова, нужно некоторое время обождать. Хотя чересчур активно кидаться спеллами в любом случае не рекомендуется. Супостаты в игре обладают шкалой ненависти, которая заполняется по мере того, как персонаж производит в их отношении враждебные действия. Тот, кто занимает первое место в списке мучителей, и является целью. Воины пяток ударов выдерживают легко, а вот маги протягивают лапти от одного-двух, так что нужно в этом деле проявлять осторожность.

Как такового PvP (противостояния между игроками) в Final Fantasy XI нет, что, впрочем, не мешает отдельным личностям совершать Monster Player Kill - посредством ловких манипуляций натравливать мобов на ничего дурного не подозревающих игроков. С годами Square Enix снизила вероятность MPK практически до нуля, хотя некоторые товарищи до сих пор упорно пытаются сеять хаос и разрушение - завершаются их похождения обычно в бане. Выяснить отношения можно и легитимным путем, посредством двух представленных видов мирного PvP: бреннера и баллисты, эдаких дружественных соревнований. Люди, впрочем, занимаются PvP отнюдь не ради укрепления дружбы, так что состязания эти практически не востребованы.

Обстоятельство, способное неприятно шокировать новичка в Final Fantasy XI - игра хардкорная, очень. На блюдечке с голубой каемочкой вам тут ничего не поднесут, чтобы чего-то достичь, надо долго и напряженно работать. Первый десяток уровней необходимо набивать в одиночку, что не только скучно, но и для человека неподготовленного чрезвычайно опасно. Как подбирать достойного (побеждаемого) противника, какие монстры могут напасть первыми, куда девать лут - долгое время все премудрости, в случае отсутствия готовых делиться знаниями старших товарищей, новичкам приходилось постигать на собственной шкуре. И лишь относительно недавно Square'овцы таки сжалились и встроили в игру обширную обучалку.

Достигнув уровня, с которого можно экспиться в группе, не тешьте себя иллюзиями, что вот теперь жизнь станет легче. Начальные зоны для командной игры походят на заведения для содержания лиц с психическими расстройствами: контингент там в большинстве своем ведет себя неадекватно, смерть - явление обыденное, в итоге времени и нервов тратится много, а экспириенса получается минимально. Хотя и тут в последнее время начали проявляться подвижки. Система Level Sync позволяет подогнать уровни всех участников партии до единого значения, чтоб все они могли вместе без каких-либо ущемлений играть. Другое дело, что затащить игрока с прокачанным классом в группку нубов удастся разве что по дружбе.

Каждые 5 уровней начиная с 50 нужно проходить испытания, поднимающие планку развития. Задания эти тоже совсем непростые, требующие квалифицированной помощи. Финальный препон на пути к высшему уровню - дуэль с персонажем того же класса, который безо всяких поблажек будет вас метелить.

Геморроя, в общем, преизрядно, но, во-первых, чем сложнее бой, тем сладостнее вкус победы, а во-вторых, благодаря такой системе можно быть уверенным, что человек высокого уровня от и до знает нюансы своей профессии, в отличие, скажем, от World of Warcraft, где полным-полно прокачанных до предела чурбанов, понятия не имеющих, чего им полагается делать.

Через тернии к эндгейму

Что же, вот, наконец, максимальный уровень достигнут. Можно ли теперь с чувством выполненного долга распрощаться с игрой, перелистнуть страницу геймерских деяний? Решительно нельзя! Достижением высшего уровня ничего не заканчивается, наоборот - все только начинается. Вариантов времяпрепровождения в Final Fantasy XI - великое множество. Мрачные просторы Динамиса, психоделические конструкции Промивиона, неземные красоты Люмории, дьявольское очарование Абиссеи... И хотя на некоторых локациях и битвах действует ограничение по уровню, большинство этих мест заточено именно под высокоразвитых игроков - тех, кто добрался до так называемого эндгейма.

Выбрав в начале одно из трех государств в качестве места жительства, вы получаете право выполнять во имя его благополучия различные миссии, постепенно продвигаясь в ранге, получая денежные вознаграждения и приятные бонусы типа разрешения летать на воздушных кораблях. Ну и социальное значение нельзя опускать: ветеран десятого ранга вызывает гораздо больше доверия, чем нуб первого.

Выпущенные для FFXI дополнения, как это у них заведено, значительно расширили открытую для игроков область Вана'диэля, но одним лишь этим их ценность не исчерпывается. В каждом из адд-онов рассказывается своя история, и по эпичности и накалу страстей сюжеты эти ничуть не уступают лучшим оффлайновым эпизодам сериала.

Первое дополнение, Rise of the Zilart, повествует о древнейшей в мире расе, для широкой общественности давно почившей в бозе, а на самом деле - тайно манипулирующей глобальными геополитическими процессами. Общественности это до поры до времени шло только на пользу - все-таки, кто больше всего понимает в жизни как не самые древние люди? Однако когда эти товарищи задумали вернуться к прежним замашкам и стали претворять в жизнь план по преобразованию мира под свои нужды посредством большого бадабума, серьезные господа, об истинном положении дел информированные, постановили - с долгожителями пора кончать. В роли палача выступаете, естественно, вы - ненарочно вляпавшийся в заварушку приключенец. По длительности эта история самая короткая из представленных, что, впрочем, не умаляет ее ценности.

Во втором адд-оне, Chains of Promathia, тема разборок древних выводится на новый виток развития. Феномен под названием Пустота медленно, но верно пожирает территорию Вана'диэля, и, как вскоре выясняется, виноваты в происходящем вновь его бессмертные обитатели. Недобитые Зиларт, обреченные изгнанники Кулуу, могущественные и мстительные аватары - в чем суть их противостояния, берущего старт еще на рассвете времен, и к чему оно в конце-концов приведет? Сюжетная линия этого адд-она поистине грандиозна, подстать ей и сопутствующие сражения - некоторые из них заслуженно считаются одними из самых сложных в игре.

Treasures of Aht Urhgan - третье дополненьице, привнесло в FFXI толику пряного восточного колорита. В расположившейся на обособленном континенте империи Ахт Урган творятся подозрительные вещи, и именно вам, игроку, под прикрытием личины прибывшего из-за границы наемника поручено докопаться до правды и пресечь деятельность вредительских элементов, буде такие обнаружатся. По мере развития событий выясняется, что подковерные интриги в империи - лишь фасад для очередного раунда противостояния между аватаром света, стальным гигантом Александром, и аватаром тьмы, инфернальным наездником Одином. И не важно, кто из них в их древней распре прав, главное, что современная цивилизация их схватку не переживет точно, а следовательно - обоих нужно остановить.

Четвертый по счету адд-он, озаглавленный Wings of the Goddess, открыл Вана'диэль двадцатилетней давности, времён войны со зверолюдьми. Внезапно появившиеся на объединённых континентах гигантские пасти засасывают оказывающихся поблизости искателей приключений и переправляют их в прошлое. За пределами времени таинственное существо по имени Кайт Сит просит игрока помочь ей уменьшить ущерб, нанесённый миру той страшной войной. Однако Кайт Сит - не единственная, кто намеревается подправить историю. У пришедших из альтернативного, объятого огнём будущего Злосмотрителей во главе с тёмной леди Лилит касательно открывшегося пути сквозь время имеются собственные, куда как менее благородные планы

Хлеба и зрелищ

Если вы обнаружили в себе наклонности жокея-селекционера, вас может заинтерисовать возможность вырастить собственного чокобо, дабы разъезжать на нем по полям, по дворам, и выставлять его на участие в соревнованиях. Устроены, правда, чоко-гонки как-то топорно, без драйва - дозволяется лишь наблюдать, как наша животинка силится обогнать на прямой как извилина орка трассе разношерстных соперников. Предполагается, что вся интрига заключается в подготовительном процессе - в каждодневном уходе за чокобо, его воспитании, тщательном подборе кормов... Учитывая, что стадионы чоко-гонок нынче пустуют, играющий контингент не оценил задумку по достоинству.

Ну ладно, с жокейством не сложилось, а как насчет попробовать себя в роли покемоноведа? Нет, это не шутка, разработчики FFXI на полном серъезе ввели в игру аналог популярной средь продвинутой детворы забавы, окрестив его Панкратионом. Идея в том, чтобы, вооружившись волшебным полароидом и рулоном чудо-пленки, делать снимки населяющих Вана'диэль бесчисленных чудовищ и выставлять их в материализованном виде на арене против питомцев других игроков. Панкратион поимел гораздо больший успех, хотя отсутствие действительно ценных призов погубило и это забаву.

Серпом и молотом

Все это, впрочем, не более чем побочные фичи, призванные отвлечь народ от тяжелой рутины существования в поддельной реальности, но ни в коем случаем ее, рутину, не замещать. Главным же и основным видом деятельности за пределами всяческого рода ристалищ в FFXI является крафтинг, сиречь рукоделие. Концепт его прост: вы берете несколько бесполезных на первый взгляд предметов и из них собираете новый, для широких масс уже чем-то нужный, имеющий, соответственно, рыночную стоимость. На самом, однако, деле, крафтинг - процесс нервный, трудоемкий и требующий изрядных материальных вливаний. Суммы варьируются в зависимости от избранного ремесла, но в любом случае на прокачку крафта до уровня, когда можно будет клепать дорогостоящую и востребованную продукцию, потребуется не один миллион у.е. Можно, конечно, в стремлении снизить производственные издержки пытаться добывать ингриденты самостоятельно, но затраты времени и сил по отношению к сэкономленным финансам едва ли окажутся удовлетворительны. Немного смягчить агонию поможет вдумчивое изучение гайдов, написанных прошедшими через весь этот ужас мастерами. Хотя крафтить можно всегда и везде, на вероятность успеха сего процесса влияет великое множество факторов, с каждым из которых желательно предварительно ознакомиться и принять во внимание, дабы утрата в следствие неудачного синтеза ценных материалов не была чрезмерно обидной. Крафты разные нужны, крафты разные важны, и каждому серьезному игроку придется с этим занятием рано или поздно столкнуться, так что новообращенным лучше заранее начинать себя морально готовить.

Индивид и партия

Имея дело с MMORPG, логично ожидать, что немалая роль отведена социальному аспекту. И действительно - дабы добиться в этой игре хоть чего-нибудь значительного, необходимо сотрудничать с другими людьми, в одиночку тут практически ничего не достичь. Базовая ячейка общества - команда максимум из шестерых. Большинство мероприятий в игре заточено именно под такое количество участников, хотя этого числа может быть и недостаточно. В таком случае подтягиваются еще группы, и объединяются в альянсы. Альянс может содержать 3 партии, то бишь в общем счете до 18 человек получается. Это, впрочем, тоже не предел, в Динамисе, например, требуется аж несколько альянсов. Как координировать деятельность такого количества народа? Тут на помощь приходят линкшеллы (сокращенно - LS).

Линкшелл - это такая штуковинка, что продаётся за символическую сумму и способна плодить в неограниченных количествах линкперлы. Перлы можно вручать всем желающим, в результате промеж обладателей устанавливается обособленный чат, функционирующий независимо от чата командного. Как таковых гильдий игроков в Final Fantasy XI нет, но вот LS - наиболее близкое к ним явление. Очевидный способ применения: собирать народ на массовые эвенты, на тот же Динамис, sky, sea и т.д., хотя многие сообщества не ставят перед собой никаких высоких целей, кроме как дать возможность желающим поболтать о том да о сем. LS по национальному признаку тоже имеются, куда же без них - приятно ведь на фэнтезийной чужбине узреть родной транслит! Русскоязычных LS в разные временные отрезки в общей сложности существовало немало, хотя длительное время был лишь один, созданный еще во времена запуска игры, а основатели всех прочих - те, кто оттуда в следствие различных причин ушли. Разделение, надо заметить, чисто символическое, русских в игре не так много, промеж LS кочуют одни и те же лица, так что все друг друга, в основном, знают.

Так как в Final Fantasy XI не практикуется распределение по национальному признаку, в крупных городах бурлит гремучая смесь самых разных языков. Помочь договориться игрокам призван авто-переводчик - архи-удобная и мега-полезная функция, автоматически завершающая слова по первым буквам. Составленная таким образом сентенция будет отображаться на английском, французском, немецком или японском - в зависимости от установок конкретного пользователя. Авто-переводчик содержит все официальные игровые термины, а также общие фразы, необходимость в которых возникает по ходу игрового процесса.

Сколь бы это ни было прискорбно, есть и сообщества откровенно вредительского характера. Речь идет о так называемых RMT - личностях, которые из корыстных побуждений подрывают экономику игры, да и просто своим присутствием отравляют воздух. На деле это выглядит так: где-то в Китае, в каком-нибудь мрачном подвале изможденные, прикованные цепями к компьютерам люди денно и нощно всеми возможными путями зарабатывают в FFXI деньгу. Монополизация отлова редких монстров, спекуляция ценами на рынке - везде, где можно заработать значительные суммы, вы найдете RMT. Нажитые сомнительными способами средства доступны к приобретению на специализированных сайтах. Цветасто, приветливо оформленные, всем своим видом они пытаются убедить вас, что ничего такого уж прямо страшного и запретного в обмене пиастров реальных на пиастры виртуальные нет. И пускай в некоторых MMORPG деньги и предметы доступны к покупке на вполне официальных основаниях (там это оправдывается как финансовая такая модель) регламент Final Fantasy XI строго-настрого подобные явления запрещает. Хотя заядлые любители строить теории заговора и утверждают со вполне серьезным видом, что, дескать, Square Enix сама сотрудничает с RMT и специально так все в игре устроила, чтобы раздолье им, значит, было, наиболее вероятным объяснением подобным заявлениям является банальная паранойя. В новостях регулярно проскакивают сообщения о десятках тысяч забаненных пользователей, и можете не сомневаться - большинство этих бедняг проживают именно в поднебесной. Другое дело, что банят их далеко не первый раз уже, и эти люди опять скорее всего заведут новые аккаунты и сразу в игру вернутся. Что ж, по крайней мере, видно, что заразу RMT'шную Square Enix хоть и тщетно, но пытается душить. Конечно, если бы народ не скупал вана'диэльские рубли, китайцы ушли бы из игры без посторонней помощи, но, к сожалению, спрос на грязные деньги стабильно высок, ими не брезгуют в том числе и некоторые российские игроки.

Пока смерть не разлучит нас

Подводя под написанным итоговую черту. Выбор MMORPG - дело крайне ответственное. Уж если в эту трясину погружаться, то брать надо только лучшее, чтобы не было потом обидно за потраченные годы. FFXI - вариант, безусловно, достойный рассмотрения. Со временем игра ничуть не растеряла своей привлекательности, благодаря многочисленным патчам, апдейтам и адд-онам став только лишь еще больше и лучше. Даже при всех её онлайновых наворотах, пред нами, несомненно, истинная Final Fantasy, в ней каждый аспект, каждый мелкий нюанс, каждый квадратный сантиметр игрового пространства отмечены незримым знаком качества. Эпохальная, без преувеличения, игра.

Только зарегистрированные пользователи могут
оставлять комментарии на сайте.
Комментарии (всего: 6)
1

   ^Rikimaru^ :: 28 августа 2011, 15:31 ::       
Да это точно!!! :wink:

Предупреждения
   Mostcus :: 29 января 2011, 09:43 ::         
После убогой 14ой 11ая смотрится куда лучше.

   Killy :: 12 августа 2010, 13:13 ::           
Весьма и весьма скучная часть. Поди Четырнадцатая не лучше будет. *зевает*

   Alex :: 23 июня 2009, 00:43 ::         
о переводе на русский язык можете мечтать хоть всю жизнь, фф14 тоже никто переводить и не подумает. если вы настолько глупы, что не можете разобраться в английском, то делать вам в нормальных онлайн играх нечего

   MagoG :: 20 мая 2009, 10:10 ::         
Классно я не знал что что 11 на соньку ваще класс)

   BARET :: 23 апреля 2009, 17:46 ::       
Спасибо большое за статью, думаю буду долго мечтать о её переводе на русский язык. Но смог поиграть триал версию. Непонял почти ничего, но понравилась)))
1
Реклама: 
  Яндекс.Метрика Все материалы (c) 2002-2018 Final Fantasy Forever
Дизайн и движок (c) 2017 EvilSpider