Поиск игры:
 Система
PlayStation 4
 Жанр
Action RPG
 Разработчик
HexaDrive
 Издатель
Square Enix
 Официальный сайт
square-enix.co.jp/fabula/0/
finalfantasytype0.com/
finalfantasytype0.com/
 Релиз
19.03.2015
17.03.2015
20.03.2015
 Продюсер
Хадзиме Табата
 Директор
Хадзиме Табата
 Дизайнер персонажей
Тецуя Номура
 Художественный дизайн
Юске Наора
 Главный программист
Ясунобу Ито
 Композитор
Такехару Исимото
[ подробнее ]
FINAL FANTASY TYPE-0 HD
  EvilSpider    20 сентября 2015, 16:22    106631    14

Девять лет назад, Final Fantasy Type-0 была представлена публике как часть многострадальной компиляции "Fabula Nova Crystallis: Final Fantasy XIII" - амбициозного проекта Square Enix из трёх игр, объединённых общей мифологией, которому так и не суждено было реализоваться в соответствии с оригинальной задумкой. Известная в то время под именем Final Fantasy Agito XIII, игра разрабатывалась для продвинутых мобильных телефонов, но первой соскочила с проблемной "тринашковой" компиляции, сменив название на Final Fantasy Type-0, а целевую платформу - на PlayStation Portable. Позже, её примеру последовала и Final Fantasy Versus XIII, получившая повышение до номерной части, спасать которую поручили как раз Хадзиме Табате, руководителю разработки Type-0, перед которым теперь стоит нелёгкая задача завершить печально известный долгострой, давно ставший главным символом глубокого творческого кризиса компании, совпавшего с началом седьмого поколения консолей.

На фоне проблем, постигших её старших товарок по компиляции, судьбу Final Fantasy Type-0 можно назвать вполне благополучной - смена платформы явно пошла игре на пользу; она вышла в разумные сроки; распродалась достойным тиражом и получила хорошую прессу в Японии. Тем не менее, Square Enix просто не могла хоть что-нибудь не испортить. Компания умудрилась спровоцировать скандал на ровном месте, внезапно отменив уже практически завершённую локализацию игры для западных рынков (предположительно, из-за стремительно угасавшего интереса к платформе PSP в США). В результате, почти четыре года игра оставалась доступной исключительно на японском языке, без каких-либо видимых шансов обзавестись англоязычной версией - невиданный для "больших" игр серии случай, не имевший аналогов со времён выхода Final Fantasy V в 1992 году. Фанаты, однако, отказались мириться с таким положением вещей - всё это время, игра продолжала широко цитироваться в сети, собирать многочисленные петиции и занимать топовые позиции в списках самых востребованных локализаций. Отчаявшись увидеть официальный релиз, группа энтузиастов занялась неофициальным переводом игры на английский язык, и даже преуспела в этом, но Square Enix внезапно проснулась от спячки, буквально за несколько дней до релиза патча объявив о своём намерении возродить Type-0 в виде HD-ремастеринга для домашних консолей нового поколения - PlayStation 4 и Xbox One. Обновлённая Final Fantasy Type-0 HD вышла в марте 2015 года, в комплекте с кодом на скачку демо-версии Final Fantasy XV, а в августе её портировали на платформу PC.

По своей задумке, Final Fantasy Type-0 является экспериментальным проектом, сознательно пробующим на зуб темы, которые серия Final Fantasy до этого предпочитала обходить стороной. В первую очередь, обращает на себя внимание возросший уровень жестокости - с первых же минут, игра щедро демонстрирует реки крови и сцены массовых смертей (зачастую, с участием подростков), чего в рамках серии Final Fantasy видеть ещё не доводилось. По словам Табаты, на основе Type-0 он хотел создать "что-то для взрослых", отобразив "реалистичную войну в фэнтэзийном мире" (для чего отдельным членам команды разработчиков даже пришлось посетить тренировочный лагерь Сил самообороны Японии, чтобы на собственной шкуре прочувствовать, каково это - быть военным кадетом). Кроме того, игра содержит элементы фансервиса, более привычные любителям аниме, чем фанатам серии Final Fantasy. "Благодаря" всему этому, Final Fantasy Type-0 впервые в истории серии удостоилась рейтинга "M" в США, встав в один ряд с особо жестокими играми вроде Mortal Kombat, Grand Theft Auto и God of War. А вот европейские цензоры не так сильно впечатлились экранными страданиями и широким ассортиментом разноцветного женского белья, ограничившись более привычным подростковым рейтингом "16+" (под которым игра была издана и в России).

Действие игры происходит в мире под названием Ориенс, в котором развернулась полномасштабная война между четырьмя местными сверхдержавами. Империя Милитеси, ведомая маршалом Сидом Олстайном, выступила войной с намерением подчинить себе все остальные территории, начав вторжение с Рубрума - процветающей страны, от лица граждан которой и ведётся повествование игры. В самом центре событий - военная академия, расположенная в столице Рубрума, в которой воспитываются молодые кадеты. Структурно, академия делится на 12 классов, различающихся по уровню мастерства и боевой специализации учеников. К началу игры, в академии появляется новый, полумифический "нулевой" класс, представленный особо одарёнными кадетами, владеющими строго засекреченными умениями, вокруг которых и будут разворачиваться основные сюжетные события. В классе "Зеро" числится двенадцать кадетов, носящих кодовые имена в виде игральных карт (Туз, Валет, Семёрка и т.д.), к которым присоединяются два новобранца, Макина и Рем, выполняющие свою собственную миссию, втайне от остальных учеников. Примечательно, что каждого из четырнадцати бойцов игрок волен сделать главным героем, благо все они в равной степени играбельны, а сюжет игры достаточно честен в отношении всех персонажей, уделяя каждому примерно одинаковое внимание (впрочем, Туз, пожалуй, всё-таки ходит в любимчиках - им игрок вынужден управлять в ключевые сюжетные моменты, и именно он представляет игру на большей части маркетинговых артов).

Несмотря на смену названия, полностью избавиться от наследия компиляции игре не удалось - Type-0 переняла весь её мифологизм и мутную терминологию. Главные государства Ориенса исторически формировались вокруг одного из четырёх могущественных кристаллов, существовавших с начала времён, каждый из которых имеет уникальные свойства. Кристалл Красной Птицы, расположенный во владениях Рубрума, наделяет жителей страны магической энергией, давая возможность кастовать магию и призывать себе на помощь могущественных эйдолонов. Специализация кристалла Белого Тигра - знания и наука, благодаря чему Империя Милитеси превратилась в технологически продвинутую нацию, обладающую самым разрушительным оружием. Подданные королевства Конкордия полагаются на кристалл Лазурного Дракона, дарующий им умение вступать в контакт с драконами и прочими монстрами, подчиняя их своей воле. Наконец, Лориканский Альянс владеет кристаллом Чёрной Черепахи, обеспечивающим жителей страны выдающейся физической силой, крепким телосложением и впечатляющим ростом. В духе общей мифологии Fabula Nova Crystallis, кристаллы (за которыми, как нам известно из трилогии Final Fantasy XIII, стоят вполне конкретные божества, выясняющие между собой отношения, хотя в самой игре они не упоминаются) незримо направляют судьбы мира на своё собственное усмотрение, выбирая из числа людей миссионеров (л'Си), обязанных исполнить их волю (Фокус). Помимо прочего, кристаллы ответственны за интересный побочный эффект - воспоминания о любом погибшем человеке автоматически стираются из памяти всех живущих, включая родственников и друзей (именно поэтому в игре придётся такое значение элементу коллекционирования жетонов с именами погибших солдат). Характерно также, что не все люди считают беспрекословную власть кристаллов благословением, и текущий военный конфликт был во многом спровоцирован именно идеей освобождения жителей Ориенса из-под гнёта "кристального рабства".

В целом, несмотря на основательную проработку вселенной, сюжетная подача Final Fantasy Type-0 оставляет желать много лучшего. Складывается впечатление, что игра пытается отобразить гораздо больше явлений и событий, чем сама способна переварить, из-за чего стержневой сюжет подаётся в форме скомканных военных хроник, оставляющих за кадром слишком много важных деталей, узнать о которых можно только штудируя массивный даталог в библиотеке академии. Персонажей второго и третьего плана в игре также явно больше, чем требовалось - в определённый момент, становится достаточно сложно разобрать, кто есть кто в этой серой массе, на чьей стороне он воюет и для какой цели вообще присутствует в игре. С проработкой основных героев сценаристы справились получше, несмотря на их впечатляющее количество - по всей игре разбросано множество опциональных диалогов и сценок, дающих более детальное представление об особенностях характеров и взглядах на происходящие события каждого отдельного кадета. Отображение, собственно, военных действий, вряд ли можно назвать особенно реалистичным. Война по версии Табаты в итоге сводится к роликам с кучами окровавленных трупов и пафосному закадровому голосу, вещающему в духе Советского информбюро, в то время, как та же академия, с её праздно слоняющимися кадетами и комичными муглами на руководящих ролях, скорее вызовет ассоциации с каким-нибудь сказочным "Гарри Поттером", нежели настоящим военизированным учреждением. В общем, тем, кто надеялся увидеть в Type-0 быт простых солдат, брифинги и реалистичные военные манёвры, лучше обратиться к каким-нибудь другим играм (например, к серии Valkyria Chronicles, которой это удалось в разы лучше, несмотря на во многом схожий сеттинг).

Структурно, игра состоит из набора отдельных миссий, которые могут быть как сюжетными, так и опциональными (тренировочными). Время между миссиями можно коротать, общаясь с NPC и выполняя различные поручения в академии. Причём, доступное игроку время строго ограничено определённым количеством дней и часов, которые сокращаются в зависимости от производимых действий (посмотрели сюжетную сценку - прошло два часа, сбегали на опциональную миссию - минус сутки), добавляя в игру элемент лёгкого тайм-менеджмента. Сама академия представлена несколькими отдельными локациями и помещениями, служащими разным целям - можно разводить чокобо на специальном ранчо, читать досье на персонажей и пересматривать сюжетные сцены в библиотеке, заниматься шоппингом в оружейной или прокачивать своих бойцов на арене. Разумеется, одной только академией вселенная игры не ограничивается - начиная с определённого момента, можно будет выйти за её пределы и заняться исследованием мира, посещая различные города и подземелья Ориенса. На месте и сражения с многочисленными монстрами, реализованные в Type-0 методом старых добрых случайных схваток. Для облегчения передвижения по карте мира, можно использовать самолично выведенных (либо отловленных на воле) чокобо, а также использовать платную транспортную службу академии. На более поздних этапах игры, можно даже раздобыть в личное пользование воздушный корабль, припрятанный в одном из данженов. Пользы от него, правда, не так много, как хотелось бы: пожалуй, за всю историю серии не существовало ещё более тормозной и неудобной реализации воздушных полётов - только на то, чтобы вызвать корабль и получить над ним управление, уходит примерно столько же времени, сколько требуется для того, чтобы полностью пересечь игровой мир из одного конца в другой. Скрасить ситуацию могла достаточно необычная система воздушных боёв с драконами, но, за полным отсутствием осмысленных задач, надоедает это занятие уже минут через пять.

Final Fantasy Type-0 относится к жанру Action RPG, продолжая заданный Square Enix курс на экшен-ориентированные боёвки. Во время боя, на экране могут присутствовать максимум три героя - лидером партии управляет сам игрок, а остальные действуют в автономном режиме под присмотром AI, но при желании можно свободно переключить управление на любого из них. В случае гибели одного из кадетов, его можно оперативно подменить на кого-нибудь из резерва - игра закончится только в случае смерти всех бойцов, которых вы взяли с собой на миссию. Каждый представитель класса "Зеро" владеет своим собственным уникальным оружием и умениями, а скорость передвижения, уклонений и атак может существенно различаться в зависимости от выбранного кадета. Оружие в основном делится на два типа: дистанционное (пистолеты, лук, метательные карты) и ближнего боя (меч, хлыст, кулаки). В определённый момент (обычно, сразу же после проведения опасной атаки), на противнике может появиться специальный знак в виде прицела - если атаковать сразу же после появления отметки, можно либо нанести врагу повышенный урон (Break Sight), либо и вовсе убить его на месте (Kill Sight). После смерти врага, из него можно извлечь особую жизненную субстанцию под названием Фантома (Phantoma), различающуюся по цвету и "качеству". Помимо определённого сюжетного значения, Фантома восполняет небольшое количество очков магии, а также используется для прокачки магических заклинаний, позволяя увеличить мощность атак или радиус поражения, либо сократить время, необходимое на каст.

Ролевая система достаточно традиционна для жанра Action RPG - есть параметры HP и MP, физической атаки, защиты, а также мощности нескольких видов магии (огонь, лёд, гром, поддержка). Разные персонажи имеют различные сильные и слабые стороны - у кого-то больше здоровья, а кто-то ловчее всех остальных метает файерболлы. По мере повышения уровней, открываются новые умения, которые могут быть как универсальными (например, увеличение подвижности), так и уникальными, различающимися в зависимости от используемого конкретным героем оружия и использующими специальную AG-шкалу (заполняется по мере наносимого урона). Доступен также набор из нескольких видов элементальной магии, расходующей MP, которую могут использовать все герои. Магия может быть как ближнего действия, так и дистанционного, а её убойную мощь можно дополнительно увеличить, зажав на несколько секунд кнопку перед тем, как скастовать заклятие. Присутствует ещё отдельная категория магии поддержки, которая позволяет восстанавливать здоровье, увеличивать защиту или выставлять специальные щиты, поглощающие урон. Помимо индивидуальных навыков, существует три вида специальных командных атак, но только одну из них допускается взять с собой в бой. Можно использовать одну из двух разновидностей мощных атак-лимитов, активируемых при наличии трёх героев, либо принести в жертву лидера партии, чтобы призвать на поле боя могучего саммона. Среди призываемых монстров привычные для серии Ифрит, Шива, Один, Багамут и т.д., каждый из которых имеет свой собственный набор атак и отдельную систему прокачки.

Во время боя, игрок волен запросить поддержку других членов академии, которые будут периодически подменять двух неуправляемых членов партии (альтернативная вариация системы кооперативного мультиплеера из PSP-версии). Помощники копируют внешность и приёмы обычных кадетов, но имеют тот же уровень, что и сама миссия, а также носят имена разработчиков и японских сейю (актёров озвучивания) игры. Существует также опциональная система особых заданий (SO, Special Orders), которые вам предлагается выполнять непосредственно по ходу миссий - все задания ограничены по времени и могут быть как нейтральными (какое-то время не получать урона, уничтожить заданное количество врагов специфичным образом), так и основанными на текущей игровой ситуации (убить босса в пределах заданного времени, собрать все предметы на локации). Активация особых заданий временно наделяет каким-нибудь полезным статусом (удвоенная скорость передвижения, увеличенная защита) и умножает награду по итогам миссии, но за провал придётся расплатиться жизнью лидера партии (хотя, существует возможность избежать наказания, проявив достаточную ловкость).

Помимо традиционных сражений, в игре присутствует отдельная система захвата городов, воссозданная в виде упрощённой тактической мини-игры. Умело направляя отряды боевых юнитов, вам необходимо последовательно захватывать стратегически важные укрепления противника на пути к какому-нибудь крупному городу, с освобождением которого вы автоматически получаете контроль над соответствующим регионом. По мере развития сюжета, игроку приходится отбивать у Империи и её союзников всё новые и новые территории Ориенса, увеличивая тем самым сферу собственного влияния и получая доступ к новым фрагментам карты мира, вместе с расположенными на них городами и подземельями.

Прохождение Final Fantasy Type-0 HD займёт примерно 20-25 часов при выполнении только сюжетных миссий и 35-45 часов с квестами и опциональными заданиями. Однако, с финальными титрами игра не заканчивается - к услугам игрока на редкость содержательный режим "New Game+", не только позволяющий начать новую игру с сохранением всего прогресса, но и открывающий доступ к дополнительному сюжетному контенту, недоступному при первом прохождении. Ключевые миссии каждой из игровых глав будет предложено пройти альтернативным способом - на новых локациях и по новому сценарию, зачастую позволяющему увидеть ситуацию с другого ракурса и чуть более детально вникнуть в хитросплетения сюжета игры. Кроме того, многие квесты и подземелья изначально рассчитаны на прохождение исключительно высокоуровневой партией (вплоть до максимального, 99-го уровня), что намного сподручнее делать именно при перепрохождениях. Благо, занятие в Type-0 при желании найдётся всегда - можно осваивать и прокачивать новых персонажей (в игре четырнадцать (!) уникальных управляемых героев, напоминаю) и саммонов, перепроходить миссии на максимальный ранг "S", фармить продвинутые виды оружия и экипировки, а также просматривать сюжетные сценки и выполнять дополнительные миссии и квесты, на которые не хватило внутриигровых часов при первом прохождении (увидеть всё за одну пробежку просто физически невозможно). Ну а если хочется дополнительного челленджа, уровень сложности всегда можно приподнять - на выбор 4 режима, от простенького казуального до зубодробительно тяжёлого, открывающегося после первого прохождения игры.

Оценить графические и визуальные достоинства HD-ремастеринга портативной игры предыдущего поколения достаточно непросто (к тому же, в PSP-версию мне играть не доводилось), но, учитывая все обстоятельства, на домашней консоли игра выглядит вполне приемлемо. С учётом патча, исправившего поведение камеры, нареканий к качеству порта в принципе нет - загрузки быстрые, управление отзывчивое, багов замечено не было. Над музыкальным сопровождением Type-0 работал Такехару Исимото, выдавший один из лучших саундтреков в серии за последние годы, весьма органично совместив эпичные оркестровые темы с бодрым роком и вариациями классических тем Final Fantasy. Игра предлагает на выбор два варианта озвучки - как английскую, так и оригинальную японскую (с английскими субтитрами), но исполнение обеих оставляет желать лучшего.

Подытоживая всё вышесказанное, можно сказать, что Final Fantasy Type-0 HD остаётся игрой, достойной внимания фанатов серии, имеющей своё собственное "лицо" и не утратившей актуальности за четыре года, проведённые в вынужденной изоляции от западной аудитории. Игра вполне комфортно чувствует себя на домашних консолях и ПК, хотя, её заточенность под портативно-сессионный формат всё-таки бросается в глаза, и отсутствие версии для PS Vita вызывает неудобные вопросы. Игра страдает плохой сюжетной подачей и не всегда качественно сбалансированным контентом, но предлагает достаточно продуманный геймплей и рассчитана на многократные перепрохождения. Заигрывания со "взрослыми" темами могли быть более убедительными, но даже такой осторожный эксперимент, как ни крути - это небольшое откровение для серии. Хочется надеяться, что Square Enix сочтёт результаты эксперимента положительными, и в будущем мы ещё увидим игры серии Final Fantasy, не боящиеся затрагивать более смелые, резонансные темы, что, на мой взгляд, необходимо для серьёзной конкуренции с западными RPG, не ограничивающими себя тесными рамками подростковых рейтингов. Судя по многочисленным признакам, Type-0 имеет все шансы обзавестись полноценным продолжением, но пока у Хадзиме Табаты есть дела поважнее - нужно собирать по частям и выкидывать на прилавки магазинов злополучную Final Fantasy XV.

Только зарегистрированные пользователи могут
оставлять комментарии на сайте.
Комментарии (всего: 14)
12

   Vivi :: 20 сентября 2015, 22:33 ::         
Паук, спасибо!
Только 3 день как сел играть, так сказать отдать честь хобби. Вроде 13 все части прошел а что общего не понимаю(кроме л'Си).
Правильно подмечена аналогия с аниме и "школьная" тема.
От игры не однозначные чувства как Action RPG геймплей вполне хорош, цепляет. Но сюжет подают очень обрезано. Вчитываться в диалоги и докапываться не хочется.
Первое, что бросилось в глаза: музыка во время "mission day"... через чур пафосно и величественно. Ощущение, что сейчас будет либо финальный босс либо эту академию прям в осаду берут, мобилизация и вся хурма - вымораживает.

   Dr. Channard :: 20 сентября 2015, 21:16 ::   
Я тоже хочу на ревью такую стильную плашку!

За статью большое спасибо. Не знаю, засяду ли когда-нибудь за прохождение игры. Почти всегда при выборе игры полагаюсь на чутьё, а тут оно говорит, что лучше пока не пытаться запускать.

   Zemfirot :: 20 сентября 2015, 19:01 ::       
Как раз играю в нее, статья написана справедливо. Игра получилась очень спорной, большой дисбаланс в контенте, сомнительные функции, вроде Special Orders и "мультиплеера", и при этом очень бодрый геймплей.

   Авадон :: 20 сентября 2015, 18:18 ::       
Спасибо EvilSpider'у за статью!

Что до сабжа... Никогда не думал, что настанет день, когда мне не захочется покупать новую финалку и даже с торрента её качать.
Мне это напоминает ощущение от пиратских картриджи для "Денди" на которых гордо красовалась надпись "Pokemon". Если кто-то из вас жил в Питере в конце 90х или начале 00х - вы можете помнить, что это такое было. Для тех кто не жил поясняю - это были очень хорошие и популярные игры, такие как "Little Nemo: The Dream Master" в которых спрайт главного героя был грубо заменён на спрайт какого-нибудь покемона. Смотрелось это, мягко говоря, ужасно.
Тут примерно тоже самое - в неплохую игру впиливают элементы сеттинга другой игры, которая с этой игрой никак не связана и это вызывает дичайший когнитивный диссонанс.
12
Реклама: 
  Яндекс.Метрика Все материалы (c) 2002-2018 Final Fantasy Forever
Дизайн и движок (c) 2017 EvilSpider