Поиск игры:
ПРО БОЛЬШИЕ... ГЛАЗА И ДЛИННЫЕ... МЕЧИ
  Alexanderr    23 июля 2009, 09:05    47611    7

Ремарка

Нижеследующий текст является следствием различных низменных, подлых желаний и помышлений его автора, как то: повыпендриваться, поантагонизировать, поспекулировать, а также осквернить некую Святыню. Кстати, это неправда. На самом деле автор нижеследующего текста преследует только высокие и благородные цели и возложил на себя ответственную миссию по Просвещению Умов Человеческих, избавлению общества от его предрассудков и заблуждений, Логическому Завершению Миссии по Изменению Природы Истины. Автор нижеследующего текста заявляет, что не является последователем куджизма либо Тенденциозной Доктрины либо любого другого радикального течения, не желает куда-то вступить или выступить, поантагонизировать, попопулизировать, из чувства противоречия сухим взлететь, по-змеевидно-извиваться... несмотря на то, что некая тайная группировка людей, широко известная под названием "Те-Кто-Хотят-Поспекулировать", могла распространять подобные лживые сплетни... Кстати, это неправда. Автор нижеследующего текста вообще не знает, что побудило его всё это написать. И я тоже не знаю. Может быть то, что если бы он этого не написал, то не стал бы автором нижеследующего текста? Думаю, что за всем этим скрывается какая-то СТРАШНАЯ ТАЙНА.

Темы, о которых пойдёт речь ниже, достаточно часто всплывают, но мы не будем отсюда делать глубоконетудаидущие выводы, а попробуем разобраться как следует. Во-первых, с вопросом "Глупа ли Тифа?", во-вторых, с вопросом "Почему Сефирот не самый лучший персонаж серии?". Попутно коснёмся некоторых других тем. Первая часть предназначена больше для продвинутых Фантазёров и является ответом на Ажиотаж, возникший вокруг небызвестной статьи ТД, вторая больше является "лекцией" для новичков. Конструктивные замечания ко всему этому приветствуются.

1

Итак, нашей главной задачей, отвечая на вопрос о том глупа Тифа или нет, является отделение возможных интерпретаций от фактов, ориентироваться будем на "пункты обвинения", представленные ТД и некоторые другие. Начнём с начала.

Утверждение: Тифа поступала глупо, проводя дни и ночи со всяким БЫДЛОМ и не обращая внимания на нашего Настоящего и Умного Героя, ещё не проявившего себя в те годы их детства.

Ответ: Нет особых оснований полагать, что они были глупы или, по меньшей мере, были глупее Клауда в то время. Вполне возможно что слова "I used to think... they were all stupid." в большей степени выдают былую зависть Клауда к ним, так как они его не приняли, но не приняли почему?

"I really wanted to play with everyone, but I was never allowed into the group."

Только хотел или проявлял инициативу для того, чтобы влиться в группу? Вспомним отрывок из письма Тифе:

"Tifa, how are you? I just arrived in Midgar eight days ago." "Yesterday, all of Nibelheim got together to welcome me. The only person that we couldn't get a hold of was Cloud." "But everyone said he wasn't really that close to us. So even if we asked, he probably wouldn't have come anyway."

Возможно, не столько его не замечали другие, сколько сам Клауд не делал ничего для того чтобы его заметили? Если бы Клауда недолюбливали за его конкретные отрицательные черты вроде застенчивости, замкнутости, и потому отталкивали, должно было быть показано подчёркнутое неуважение к нему - попытки высмеять, нелицеприятные обсуждения "за глаза"... Но дело не в неуважении, а в нейтральном отношении и именно оно, можно посчитать, проявляется в сцене в доме Тифы, когда лишним оказывается тот, кто был слишком чужим, а не врагом или объектом для насмешек. Хотя с точки зрения Клауда могло показаться, что его игнорируют намеренно в знак неуважения.

Здесь можно начать строить предположения о том, почему Клауда не замечали столь долго, хотя он, как можно понять, старался порой "показать себя в зеркалах заднего вида", но нельзя исключать, что эти попытки обрывались нерешительностью самого Клауда, когда на вопросы вроде "Ты что-то хотел?", следовал ответ вроде "Да нет, ничего особенного...", и такая отстранённость усугублялась представлениями о том, что ему "не место в группе", ведь он ни на что не способен и слаб, поэтому никто его не любит, а затем и попытками этому сопротивляться и убедить себя в своём превосходстве над другими.

Cloud: "That night I called Tifa out to the well..." "I thought to myself Tifa would never come, that she hated me." Tifa: "Yeah... it was so sudden. I was... a bit surprised."

Неожиданно - то есть раньше Клауд подобной инициативы не проявлял, хотя в глубине души хотел чтобы его заметили, и в первую очередь Тифа. Но Тифа и Ко. не провидцы, которые разглядели бы за неприметным или хаотично-безадресным поведением желания и потенциал Клауда и не психологи, в обязанности которых входит работа с проблемными подростками - они сами всего лишь подростки.

Cloud: "I was so prejudiced. And... weak."

Осознание собственной слабости вызывало внутреннее сопротивление, которое находило воплощение лишь в иллюзии самоуверенности, в попытках убедить себя, доказать себе, что он умнее, лучше других. Недовольство собой усугубляется ощущением вины перед Тифой:

"Tifa was in a coma for seven days." "We all thought she wouldn't make it." "If only I could've saved her..." "I was so angry... Angry at myself for my weakness." "Ever since then, I felt Tifa blamed me..." "I got out of control... I'd get into fights not even caring who it was."

Исходя из всего этого данные мысли можно воспринимать как всего лишь попытку обмануть самого себя:

"Then later... I began to think I was different..." "That I was different from those immature kids."

В сравнении с этим:

"If I got strong like Sephiroth, then everyone might..."

"If I could just get stronger...... Then even Tifa would have to notice me......"

К каким же выводам мы должны прийти в итоге?

Cloud: "You were all childish, laughing at every little stupid thing." Tifa: "But we were children, back then." Cloud: "...I know. I'm the one that was stupid." "I really wanted to play with everyone, but I was never allowed into the group."

Мы не будем требовать слишком многого от детей, поэтому не будем винить ни Клауда, ни Тифу и её окружение в данной рассмотренной ситуации.

Утверждение: Фраза "I thought to myself Tifa would never come, that she hated me." говорит об отношении Тифы к Клауду - она над ним издевалась вместе со своими дружками, подчёркнуто его игнорировала и т.п.

Ответ: То, что Клауд думал об отношении Тифы к нему не означает, что оно действительно было таким. Но должны были быть причины для того, чтобы так думать. Причины мы найдём, связав это с инцидентом в горах Nibel. Разве Тифа не должна была обратить внимание на Клауда после этого эпизода? В игре не сказано о том, что она тогда вообще видела Клауда или что после недели проведённой в коме узнала о его попытке спасти и о том, что он винил самого себя в своей неудаче.

"If only I could've saved her..." "I was so angry... Angry at myself for my weakness." "Ever since then, I felt Tifa blamed me..."

"That night I called Tifa out to the well..." "I thought to myself Tifa would never come, that she hated me."

Несмотря на то, что Клауд пытался убедить себя в том, что он лучше других, он всё же был слишком неравнодушен к мнению других о нём, отсюда и преувеличение своей вины, рисование в своём воображении образа себя в представлении окружающих. А как же иначе для впечатлительного ребёнка (хотя несколько позже мы видим что Клауд остаётся таким же чувствительным, когда возвращается впервые в Нибельхейм, не добившись успеха, не выполнив обещания, - прячется за безликой униформой)? Ведь масла в огонь подлили те, кто не разобравшись в ситуации на месте инциндента начали винить Клауда, но то, что его в этом винила Тифа или ненавидела его за это не подтверждается, да и особых причин для подобного с её стороны... не видно. Поэтому не исключено, что он и здесь принял чьё-то нейтральное, неопределённое отношение к нему за враждебное. Также можно посчитать, что если бы Клауд точно знал, а не предполагал, что Тифа его ненавидит, тогда он не стал бы звать её на свидание.

Причиной подобных отношений в то время между Клаудом и Тифой были непонимание, недопонимание, не раз возникавшие с разных сторон. Знаковым эпизодом здесь стоит считать свидание, на котором было дано обещание, но мы рассмотрим его позже, так как он связан с обвинениями Тифы скорее не в глупости, а в эгоистичной рассчётливости.

Утверждение: Тифа поступила глупо когда попыталась напасть с мечом на человека, в одиночку выигравшего войну, к тому же если уж нападать, то с тем, с чем ты лучше умеешь обращаться.

Ответ: который может показаться довольно... глупым. Но справедливым. У Final Fantasy VII (невероятно, но факт) можно обнаружить следующую особенность: в ней логика повествования часто отличается от логики игрового процесса. Во время сражений под контролем игрока, можно ударить по противнику мечом много раз, кинуть в него гранату, применить на нём суперудары и... ничего ему не будет, он лишь потеряет часть своего "условного" здоровья. Тут многое зависит от раскачки. В эпизодах же игры, не относящихся к геймплею, людей запросто могут убить и с первого раза или сильно ранить парой выстрелов. Вспомним как легко Джено-Сефи удаётся расправиться с Аэрис, хотя раскачать её можно к тому времени неслабо. Или каким образом Баррет потерял руку. Так вот, в том эпизоде Тифа "решила", что в данном случае ей будет логичнее воспользоваться логикой повествования и постараться сразу как можно серьёзнее ранить Сефирота, - это более близкая к реальности логика, поэтому лучше с мечом. Попытаться нокаутировать одним ударом в челюсть было бы менее надёжным вариантом, не правда ли? Ну а мотивации вполне понятны - отомстить за потерю близких... Может быть, это и был несколько безрассудный поступок, только вот и со стороны Клауда подобное вскоре было не менее безрассудным. Но ведь что-то получилось! Хотя слабак, который не сумел стать Солдатом, и тут же рядом пролетел тот, кто сумел. В довершение всего что-то уж совсем невероятное Клауд творит на мосту. Кто-то что-то говорил о переигранности? И, да, тут мне пришла в голову мысль, а почему бы им всем - Клауду, Заку и Тифе, - было тогда не попробовать взять какие-нибудь пистолеты, гранатомёты с собой, чтобы пойти с ними на Сефирота? Так ведь могло получится ещё надёжнее, чем с мечами. Что, не было поблизости? Не догадались? Ну да ладно. Про глупость, точнее, её отсутствие со стороны Тифы в данном эпизоде, я, пожалуй, ответил. Кстати, если вспоминать ещё про те две "логики", о которых речь шла выше, то их попытались примирить в Advent Children. Обернулось это тем, что одна из них, притесняемая, загнанная в угол, прячется и выходит лишь в редких случаях, для виду, олицетворяя собой то самое Мо, что ищет в своём сне обкурившийся Нео, и всё величие этого внезапно открывшегося вида ведомо лишь Избранным, не принявшие же религию еретики скажут что, может быть, загнанную в угол стоило поставить во главу угла?

А теперь самый риторический, самый будоражащий умы вопрос в нашей саге о глупости Тифы.

Утверждение: Тифа поступала глупо, скрывая от Клауда правду, веских причин для этого не было.

Ответ: Для начала мы должны задаться вопросом - почему Тифа это делала? Что могло препятствовать, с точки зрения Тифы, тому, чтобы всё рассказать Клауду? Что побудило начать скрывать правду? А побудила, однако, история, рассказанная Клаудом в Кальме. Можно возразить, что кое-что было и раньше:

Tifa: "Actually, it's been seven years." "You got your wish and joined SOLDIER, quit after the Sephiroth
incident, and now you're a mercenary..." "You told me a lot about what happened after you left Nibelheim..." "But..." "...Something's wrong. I felt there was something strange about the things you talked about." "All the things you didn't know that you should. And other things you shouldn't know that you did..." "I wanted to make sure..." "But then I heard... you were going far away..."
"And I didn't want that..." "I didn't know what to do. So, I thought I needed more time." "And that's why I told you about the AVALANCHE job. I wanted to be with you, watch you."

Тифа замечала некие странности в том, что говорил Клауд, но на чём конкретно они основываются, вероятно, не знала, как и не была уверена в том, что сама ни в чём не ошибается (здесь стоит упомянуть травму, полученную в результате столкновения с Сефиротом). Возможно, это были мелкие детали, которые наводили на некоторые подозрения... Эпизод же в Кальме окончательно укрепил её в мысли о том, что что-то не так. Раньше Тифа не знала того, о чём было рассказано в Кальме (т.е. не слышала этого от Клауда), но об этом можно судить разве что по её удивлению относительно некоторых моментов:

Tifa: "Cloud...?" "Did you go into my house?"
Tifa: "......who would have ever thought the Mako Reactor held a secret like that."

Так или иначе, игрой не подтверждается строго, что то, что рассказывал Клауд Тифе о своём прошлом ранее, касалось конкретно их встречи пятилетней давности в Нибельхейме (о которой Клауд мог не видеть необходимости ей напоминать), поэтому не исключено, что это были сторонние детали, которые, однако, касались прошлых событий в том же Нибельхейме. В Кальме Тифа не выдаёт своего смущения, но задаёт некоторые "наводящие вопросы", пытаясь, видимо, понять, как Клауд может всё это знать:

Cloud: "We returned to Nibelheim. Sephiroth confined himself at the inn. He didn't even try to talk to me."
Tifa: "Then all of a sudden he just disappeared, right?"

Tifa: "How bad was I when Sephiroth cut me?"

Дело в том, что как здесь так и раньше Клауд говорил не то, чего не было, а то, чего он не должен был знать.

"All the things you didn't know that you should. And other things you shouldn't know that you did..."

В дальнейшем мы выясняем, что Тифа отлично помнила про Зака и про то, что это он вместе с Сефи приезжал в Нибельхейм, а не Клауд, которого она тогда не видела из-за его "инкогнито". Первое препятствие для того, чтобы рассказать "правду" заключается, в общем-то, в незнании этой правды. Это нужно учитывать при аргументах вроде "молодые люди должны быть честными по отношению друг к другу, отношения, построенные на лжи, долго не продержатся." Правда не в том, что Клауд не мог знать того что знал, а в том, что за этим стоит. А этого знать не могла Тифа. Быть может, "something terrible". Учитывая то, что Клауд с командой не в бирюльки играли, а сталкивались с такими явлениями как эксперименты Шинры, "безумие" Сефирота, действительно можно было так подумать. Но всё же здесь есть неточность, Тифа боялась не правды, а того, что попытка её выяснить вместе с Клаудом могла привести к тому самому "something terrible". Были некоторые трудности уже в том, чтобы эту попытку осуществить. Давайте попробуем представить что-нибудь подобное со стороны Тифы при обычных обстоятельствах. "Клауд, на самом деле то, что ты знаешь, ты не можешь знать, потому что это был не ты." Не правда ли, здесь было бы логично со стороны Тифы предположить, что Клауд после таких слов покрутил бы пальцем у виска или озаботился состоянием её здоровья? А может быть, как раз и стоило ей самой усомниться в том, что с её собственным воспоминаниями всё в порядке (здесь будет не лишним ещё раз упомянуть травму; и у Тифы ведь не было доказательств вроде той фотографии, что позже предоставил Сефирот)? Можно возразить, что раньше-то она не боялась говорить о прошлом, заставив Клауда вспомнить про Обещание. Но, во-первых, это произошло до эпизода в Кальме, во-вторых, не касалось подобной путаницы в воспоминаниях. Клауд забыл про обещание потому, что просто забыл или даже потому, что не придавал этому такого значения, как могло казаться Тифе. А не потому, что это прямо, а не косвенно касалось замещения своих воспоминаний чужими. Ещё можно возразить, что Клауд и сам чувствовал, что с его памятью что-то не в порядке, пару раз спрашивал об этом у Тифы, и её недоговаривание усугубляется тем, что становится именно ложью. Из этого как бы следует вывод - Клауд нуждался в помощи, просил о ней у Тифы, но она не помогла. А действительно могла помочь? А главное, могла знать, что поможет и что Клауду требовалась именно её помощь (али помощь психиатра кому-то из них)? Суммируем пока все те препятствия, с точки зрения Тифы, которые могли помешать ей попытаться "помочь": не понимала как Клауд может знать то, что знать не должен, что за странности с ним происходили, не была уверена в том, что её воспоминания верны, не знала, что за этими сомнениями стоит - т.е. саму правду, подозревала, что попытка её выяснить вместе с Клаудом может обернуться чем-то ужасным, что не поможет Клауду, а наоборот, навредит, не знала, кому и как об этом рассказать. Нельзя было быть уверенной ни в чём. Ну и как, фишку сечём, - в результате того, что мы попытались с точки зрения Тифы представить эту ситуацию, она кажется уже не такой простой и однозначной, в которой решение очевидно, чтобы можно было так легко списать всё на глупость... Куда больше здесь подходит "запуталась" или "не знала, что делать". Замечу, что не стоит вырывать из контекста, все вышеописанные "препятствия" по отдельности могут показаться неубедительными, но вместе становятся достаточным основанием для неуверенности, запутанности. Учитывая то, что команда было очень увлечена преследованием Дженовы, спасением планеты, - как никак дело первой важности, можно посчитать, что у Тифы практически не было времени для того чтобы попытаться разобраться как следует в ситуации, провести собственное "расследование":

Tifa: "That's not what I meant... I don't know how to say it..." "Cloud, I need some time... Just give me a little time..."

Пытаться разобраться вместе с Клаудом в нём самом, возможно, могло быть опасным (для него же самого), поэтому оставалось только надеятся, что удастся что-то понять, найти способ решения проблемы по пути, только вот каким образом?

Попробуем представить как всё могло сложиться "на самом деле".

Утверждение: если бы Тифа рассказала правду, было бы лучше, проблемы разрешились бы раньше, минуя многие жертвы, чем-то вроде эпизода в подсознании Клауда в конце второго диска.

История не терпит сослагательных наклонений (здесь хочеццо паставеть смайлег). Могло произойти всё что угодно вплоть до... ничего принципиального. Попробуем предположить что-нибудь наиболее вероятное. Допустим, Тифа предпринимает попытку выяснить вместе с Клаудом чоэтозафигня, Клауд начинает думать, пытается вспомнить и... не выходит. Ничего не меняется. Или же начинает сомневаться в себе (а, может быть, ещё и в здравости ума Тифы), но не находит, на что опереться, не может восстановить всю картину воспоминаний. В результате такой сомневающийся вновь попадает к Сефироту, которому ещё легче становится Клауда обмануть. Или срывается ещё раньше, так как теряет иллюзию своей уверенности. Дело в том, что такие воспоминания, искажённые, засевшие глубоко в подсознании, должно быть очень трудно привести в порядок обычными средствами, здесь нельзя недооценивать роль потока жизни. Подсознание "подсказывало" в ряде моментов Клауду, что он должен что-то вспомнить, подумать, у него было для этого время, но ни к чему это не приводило. Так может Тифа была глупа, потому что сразу не предложила Клауду поплескаться в лайфстриме? "Клауд, пойдём, окунёмся в мако, там я залезу в твоё подсознание и расскажу тебе, что ты не совсем тот, кем себя считаешь." А может ей надо было предложить пройти Клауду сеанс гипноза? Почему бы не посчитать слабым звеном не мотивы, которыми руководствовалась Тифа, скрывая то, что знает, а то, каким образом всё это разрешилось, в лайфстриме? Жуткая, однако, условность. Впрочем, стоит признать, что довольно сомнительной будет оценка роли Тифы во время эпизода в подсознании Клауда как незначительной. Она направляет его, поддерживает во время поисков самого себя. И Клауду уже доводилось незадолго до этого плавать в потоке жизни, но самостоятельно "вспомнить всё" не удалось. И всё же, утверждение о том, что Тифе также хорошо удалось бы помочь Клауду при обычных условиях, нахожу не менее сомнительным.

Утверждение: "No, that's not true, Cloud......" - самая большая глупость Тифы, потому как раз уж решила защищать Клауда от "правды", надо было это делать до конца, не подводить в самый ответственный момент.

Ответ: Раньше она упорно скрывала от Клауда то, что знала, но сейчас, в момент, когда её поддержка требовалась больше всего, вдруг начала сомневаться. Почему и зачем? Самое время для сомнений? В оправдание можно привести следующее. Тифа не видела другого способа попытаться уберечь Клауда. Уберечь от чего? От "правды". Могла ли быть уверена Тифа в том, что россказни Сефирота не являются правдой?

Tifa: "Cloud... Don't listen to him..." "Close your ears! Close your eyes!"

Зачем так говорить, если уверена, что всё вышесказанное всего лишь безвредная выдумка? Или это страх перед манипулятивными способностями Сефирота? Но сначала Тифа говорила следующее: "Cloud... It's just an illusion." "Don't worry about it..." А затем, когда начали всплывать события в Нибельхейме: "I don't want to... watch this. Cloud... don't watch." И сразу после того, как Сефирот добавил порцию своей лжи: "Cloud... Don't listen to him..." "Close your ears! Close your eyes!" Она боялась, что это может быть правдой, как и то, что Сефирот показал ранее, либо какими-то манипуляциями, и то и другое могло быть опасным. Уверенной нельзя было быть, но можно было верить. В того Клауда, с которым связано тёплое воспоминание из детства. И Тифа верит, как можно узнать позже, цепляясь именно за это воспоминание. Так почему бы тогда было не заострить внимание на нём и во время этого испытания? Не лучше ли было бы вместо сомнений? Только вот Клауд и так всеми силами старался сохранить свою уверенность в себе. Если бы Тифа сыграла свою роль на отлично, всем своим видом показав, что Сефи чушь несёт, ничего в ней опасного нет, можно не сомневаться в их общих воспоминаниях.., Клауд не стал бы слушать Сефирота? Не стал бы смотреть на фотографию, пытаться вспомнить о своём прошлом? Вполне возможно, что сделал бы всё это только для того, чтобы показать как он уверен в себе. Только это было бы не нужно так стараться показать, если был бы действительно уверен. Сомнения в себе уже пустили корни, и будет глупым полагать, что эти сомнения основаны на паре реплик Тифы. Ведь не так давно Сефирот поселил страх в душе Клауда перед самим собой, когда заставил его отдать чёрную материю. Но окончательно подчинить своей воле не смог. Клауд сопротивлялся. Смерть Аэрис заставила его сопротивляться ещё сильнее. Именно поэтому Сефирот пускается в такие хитрости, пытаясь ослабить Клауда, надавить на самую больную точку, ту, что и ранее давала о себе знать. А что же Тифа? Она пытается уберечь Клауда, дав ему понять, что то, что говорит Сефирот, может быть опасным. При этом трудно продолжать делать вид, что всё что было показано лишь иллюзия, безвредная выдумка... Небольшая перефразировка: "Тифа, в чём дело, ведь это только иллюзия, ничего опасного?" "Нет, Клауд, здесь не всё так просто, поэтому лучше не думай, не слушай, не смотри..." Но Клауд не хочет показывать свои сомнения. Он не показывает их даже тогда когда они его уже сломили:

Cloud: "...I didn't have to worry about it, because I was..."
Tifa: "......Cloud?"
Cloud: "Let's go, Tifa. I'm... I'm all right."

Ну что ж... Глупости Тифы опять не видно. Хотя фразу "No, that's not true, Cloud......" к вершинам человеческой мысли относить не стоит и, вероятно, нельзя считать оптимальной "стратегией" в той ситуации, но было трудно, очень трудно в ней разобраться. Едва ли Тифа вообще могла существенно на неё повлиять. В контексте можно посчитать данную фразу незначительной:

Cloud: "It's true that sometimes I can't figure out who I am." "There's a lot of things muddled up in my memories." "But, Tifa......." "But you said, 'Long time no see, Cloud' right?" "Those words will always support me." "I am the one you grew up with. I'm Cloud of Nibelheim." "No matter how much I lose faith in myself, that is the truth."

Cloud: "That's why you shouldn't be so scared." "No matter what anyone else says to me, it's your attitude that counts..."

(He turns away. Tifa turns back towards him. She shakes her head.)

Tifa: "No, that's not true, Cloud......"

(He shakes his head sadly and turns to face Tifa.)

Cloud: "What's not? Aren't I the same Cloud you grew up with?"

Tifa: "That's not what I meant... I don't know how to say it..." "Cloud, I need some time... Just give me a little time..."

Клауд даже не понял к чему её реплика относилась, а думать он начинает после того, как смотрит на фотографию, над тем, когда он поступил в SOLDIER. Весьма сомнительное к этому отношение имеют слова Тифы. Тем более что если бы Клауд действительно послушал Тифу, то не стал бы смотреть на фотографию и пытаться вспоминать. Может быть, в этом случае было бы лучше? Также стоит учесть следующее. Для того чтобы попытаться помочь Клауду раньше, Тифе нужно было связать два момента - непорядок в голове Клауда с воспоминаниями, который напугал Тифу в Кальме и который, а также, возможно, новые вскрывшиеся детали из рассказа Клауда, заставили её лгать из страха навредить, с имеющим место случаем подпадания под контроль Сефирота. Но каким образом? Её должна была озарить мысль: "Вот этот волосатый дядька управлял Клаудом, потому что я не сказала ему правду, а если скажу, то управлять не будет". Гениально, не "правда" ли? А как это с нашей точки зрения выглядит - про вживлённые клетки Дженовы, наверное, забудем? Наиболее -правдо-подобным здесь будет вывод, что такая мысль могла озарить Тифу только когда Сефирот сам наглядно продемонстрировал, что возможна некая связь между ним, его манипулятивными способностями и путаницей с воспоминаниями Клауда. Самое время для сомнений.

Утверждение: Тифа поступала глупо, когда после того как Сефирот заставил Клауда творить нехорошие вещи и сомневаться в себе, уговаривала последнего идти вместе с командой за Аэрис.

Ответ: Действительно, глупо. Не самый заметный аргумент на поверку оказался самым сильным. Но есть одна небольшая оговорка: глупо это было не только со стороны Тифы, но и со стороны Баррета. Серьёзные ребята после того как узнали что Клауд может быть опасен, что у него проблемы, должны были озаботиться не только тем, что этот парень может повлиять отрицательно на их миссию (в том числе на попытку спасти Аэрис), но и состоянием здоровья этого парня. Предложить отправить его куда-нибудь, где он смог бы своё нервное состояние отладить (в мидгарскую психушку, к примеру). Вместо этого серьёзные ребята начинают выражаться иносказаниями:

"But you gotta understand that there ain't no gettin' offa this train we're on, till get to the end of the line."

И разводить демагогию:

"Just a damn jackass, that's what you are..." "Yo, jes' think about it... How many people in this world do ya
think really understand themselves?" "People get depressed in life because they don't know what's up." "But, they go on living. They don't run away... isn't that how it is?"


Иносказания Баррета пытаются маскировать суть, которая заключается примерно в следующем: "Клауд, ты главный герой этой игры, поэтому ты должен продолжать идти, чего бы это не стоило, тебе ещё придётся даже искупаться пару раз в лайфстриме, но зато в результате о тебе можно будет узнать кое-что интересненькое". О, я вижу товарища сценариста, он плохо спрятался. Некоторая искусственность в построении сюжетной линии, что заставляет порой персонажей становится "поездами". И это уже трудно объяснить погоней за мечтой или за судьбой... Один такой персонаж, едущий на поезде (в поезд превратилась Дженова), пытается обвести вокруг пальца другого, дабы избежать лобового столкновения, но при этом почему-то не задумывается о правильности своего собственного пути, ничто человеческое не напоминает о себе. Конечно, можно списать всё на безумие, на то, что кого-то куда-то сильно тянет или всем очень хочется отомстить, а кто-то так и вообще не совсем человек, но порой на убедительности мотиваций персонажей, на самих персонажах, это не лучшим образом сказывается. И не только это, но и вся эта путаница "как все друг друга кругом недопонимают, пытаются обмануть или забывают, что им вздумается." И не только на Тифе. Позже, после того как команда чуть ли не силком тянет за собой Клауда, он попадает в Северный Кратер и кто-то из команды поступает ещё глупее (и это не Тифа), когда отдаёт Клауду чёрную материю, зная, чем это обернулось в прошлый раз, зная об умении Сефирота и Дженовы создавать иллюзии. Кстати, они и раньше могли догадаться, что преследуют не совсем Сефирота. К чему же я всё это веду? К тому, что данный вопрос мы не будем списывать на глупость одного-единственного персонажа, а скорее на некоторую шероховатость сценария. Об этом мы ещё поговорим позже, в вопросе же относительно глупости Тифы осталось разобраться с последними пунктами.

Утверждение: Тифа глупа, если сравнивать её с другими.

Ответ: "Юффи глупая, потому что хотела украсть материю у команды, вместо того чтобы честно работать и затовариваться в магазине". Как вам такое? В чём будем глупость измерять? В цене ущерба от последствий действий? Тогда "самым глупым персонажем серии" придётся назвать кого-нибудь из злодеев. В минимальной протяжённости недальновидности? Тифа попадала не в столь простые ситуации, чтобы можно было сказать, что выход из них должен был быть для неё очевидным. Но дошло ведь, а не слишком ли поздно? Ущерб слишком велик? Не доказано, что именно её действия (или бездействия) привели к такому (можно очень косвенно завести даже в детство, мол если бы Тифа обеспечила Клауду счастливое детство, то всё было по-другому; только вот как, неизвестно) и можно заявить, что существенно она могла повлиять на ситуацию только когда уже было достаточно поздно (если не требовать чего-то сверх от обычного человека). Но повлияла так, что без этого влияния всё могло сложиться ещё хуже. Что вообще можно назвать глупостью, в каких ситуациях? Может быть, таковой иногда можно назвать безрассудность? Безрассудности иногда везёт и тогда она считается героизмом. Как, например, в случае с Аэрис. Главный аргумент: Аэрис не собиралась жертвовать собой. Её смерть не была НЕОБХОДИМА. Хотя бы для того, чтобы активировать белую материю. То есть мы рассматриваем её действия с её точки зрения, как это можно представить с помощью сценария. За подробностям обращайтесь к "Final Fantasy VII Advent Children Plot Analysis", а я приведу лишь небольшой отрывок оттуда относительно данного вопроса:

Aerith's death was not needed in order for Holy to be activated, nor does it seem that she knew she would die in praying for Holy. While it's often believed to have been the case, the opposite is actually true. I will here attempt to explain why.

First, in regard to Aerith being aware of her imminent death and choosing to sacrifice herself, this was not the case at all. In the May 2003 issue of EDGE magazine (issue 123), there is a six-page "Making of..." feature on Final Fantasy VII in which Yoshinori Kitase (Director and Co-Scenario Writer of
Final Fantasy VII) and Tetsuya Nomura (Character Designer of Final Fantasy VII) were interviewed and asked about various points concerning Aerith's death. During the course of this interview, Nomura says the following:

"Back at the time we were designing the game, I was frustrated with the perennial cliche where the protagonist loves someone very much and so has to sacrifice himself and die in a dramatic fashion to express that love. We found this was the case in both games and movies, both eastern and western. But I wanted to say something different, something realistic. I mean, is it right to set such an example to people?"

Kitase follows that up with this: "In the real world, things are very different. You just need to look around you. Nobody wants to die that way. People die of disease and accident. Death comes suddenly and there is no notion of good or bad attached to it. It leaves, not a dramatic feeling, but a feeling of emptiness. When you lose someone you loved very much you feel this big empty space and think 'If I had known this was coming I would have done things differently.' These are the feelings I wanted to arouse in the players with Aerith's death relatively early in the game. Feelings of reality and not Hollywood."

With Kitase's words about death being unexpected in mind, consider Cloud's dream in which he speaks to Aerith in the Sleeping Forest. Aerith intended to handle Sephiroth on her own, and then come back:

Aerith: "And let me handle Sephiroth."
"And Cloud, you take care of yourself."
"So you don't have a breakdown, okay?"

Cloud: "What is this place?"

Aerith: "This forest leads to the City of the Ancients... and is called Sleeping Forest." "It's only a matter of time before Sephiroth uses Meteor." "That's why I'm going to protect it. Only a survivor of the Cetra, like me, can do it."
"The secret is just up here."
"At least it should be. ...I feel it. It feels like I'm being led by something."
"Then, I'll be going now. I'll come back when it's all over."

Also consider Tifa's insight into her friend's intentions:

Tifa: "I wonder what Aerith felt... when she was on that altar...?"

Cloud: "I'm sure she wanted to give her life for the planet..."

Tifa: "Really? I wonder? I don't think that's it at all." "I think she didn't think she would die at all, but that she planned on coming back all along." "She always used to talk about the 'Next time'." "She talked about the future more that any of us..."

Further note that in Aerith's dialogue with Cloud in his dream, she didn't know what she was going to find when she got to the City of the Ancients. She only knew that something was awaiting her there and that she could feel herself being led there.


Она не собиралась жертвовать собой во имя спасения планеты. Она хотела пойти ОДНА и "расправиться" с Сефиротом, а затем вернуться назад. Суть не в том, что я пытаюсь умалить героичность поступка Аэрис. Да, последняя из Древних, которая должна поспешить, пока Сефирот не сделает своё чёрное дело. Суть в том, что она явно недооценивала опасность, которая ей могла грозить. Зачем было так рисковать, если та самая последняя из древних, и, может быть, последняя надежда? А если бы не удалось сделать то, что должна была сделать, то бишь активировать материю? Шла туда, к тому же, не с определённой целью, а скорее просто потому что её туда "тянуло". Не было веских причин для того, чтобы как минимум не позвать кого-нибудь из команды с собой, ради подстраховки. Могла провести их через лес сама, а Тифу оставить с Клаудом. Так что же мы имеем? Не поворачивается язык назвать Аэрис глупой, просто потому, что ей повезло - безрассудность обернулась героизмом, и не поворачивается язык говорить про "повезло", потому что окончилось трагически как раз для неё. Но подключив сюда "если бы", можно посчитать, что на тот момент поступок Аэрис был довольно глупым. Также, с помощью "если бы", мы пытаемся обвинить в глупости Тифу. Если бы Аэрис позвала с собой кого-нибудь в качестве поддержки, всё могло обойтись менее трагично и было бы только лучше, так как подобная жертва не была необходима. Если бы Тифа поговорила с Клаудом о том, что знает, раньше, это помогло бы решить его проблемы, что предупредило бы многие трагические события. Или нет? Уберём "если бы" и оставим "они могли это сделать или хотя бы попытаться сделать". А стоило ли? Может быть всё же не будем... играть со словами? Оставим несчастных в покое.

Утверждение: Тифа тупая, потому что у неё большие... г... гм.

Ответ: Но она не блондинка.

Кстати, ещё немного об "игре со словами".

Мы стесняемся говорить, что в Final Fantasy есть "философия". Ведь это такое Громкое Слово. Вот у Канта и Хайдеггера - Философия. А... что там... Final Fantasy VII? Фиии. Не по-взрослому, не оригинально - содрали у Лавлока и исказили на свой лад. В то же время, мы почему-то не стесняемся называть некоторых персонажей Final Fantasy персонажами. Хотя аналогично - вот у Шекспира, у Голсуорси - Персонажи. А... что там... Final Fantasy VII... Клауд, Аэрис? Фиии. Неужто умение раскрывать человеческие характеры во всей их полноте, глубине, включая различные потаённые уголки личности, - то бишь создавать Персонажей, можно приписать сценаристу со значительно большим успехом, нежели умение раскрывать определённые идеи, нанизывать их на дискурс, то бишь разрабатывать Философскую Концепцию? Верится с трудом. Скорее уж умело пользоваться архетипами. А самое прикольное, что можно оба этих слова принизить. Персонажем можно назвать даже бессловесного болванчика из какой-нибудь рпг, просто потому, что он является... действующим лицом. А философей можно назвать просто чей-то своеобразный взгляд на вещи. Или заявить, что в какой-то мере философом является любой человек, который умеет думать, и, соответственно поэтому, формирует своё мировоззрение, как умеет (вот Тифа, например, была философом-постмодернистом...). И, да, не надейтесь на то, что сюжет Final Fantasy VII - это Сюжет с большой буквы, бредовая каша из разновсяческих штампов, для некоторых снобов, читающих книги... Ну это так, небольшая пища для размышлений... Вернёмся к нашей несчастной Тифе и рассмотрим некоторые дополнительные вопросы.

Утверждение: Тифа слишком эгоистична, потому не видит дальше собственного носа, потому не замечает Клауда в детстве, а позже остаётся такой же - он ей нужен только как Герой, отсюда и страх перед правдой.

Ответ: Обратимся к сцене со свиданием:

Tifa: "Sorry I'm late."
Tifa: "You said you wanted to talk to me about something?"
Cloud: "Come this spring.... I'm leaving this town for Midgar."
Tifa: "........All boys are leaving our town."
Cloud: "But I'm different from all of them. I'm not just going to find a job." "I want to join SOLDIER." "I'm going to be the best there is, just like Sephiroth."
Tifa: "Sephiroth.... The Great Sephiroth."
Tifa: "Isn't it hard to join SOLDIER?"
Cloud: "...I probably wont be able to come back to this town for a while."
Cloud: "...huh?"
Tifa: "Will you be in the newspapers if you do well?"
Cloud: "I'll try."
Tifa: "Hey, why don't we make a promise?" "Umm, if you get really famous and I'm ever in a bind....." "You come save me, all right?"
Cloud: "What?"
Tifa: "Whenever I"m in trouble, my hero will come and rescue me." "I want to at least experience that once."
Cloud: "What?"
Tifa: "Come on--! Promise me----!"
Cloud: "All right.... I promise."

Учитывая всё вышенаписанное о том, что Клауд и Тифа были скорее чужими друг для друга, можно посчитать, что кажущуюся романтичность этой сцены убивает эгоистичная рассчётливость самой Тифы. Но, с другой стороны, нельзя ли воспринять это как попытку "подыграть" Клауду? Здесь они оба удивляют друг друга, одна удивляется тому, что её вдруг позвали на свидание, другой тому, что его "заставляют" дать такое обещание. Клауд не знал толком Тифу, но ему представлялся некий её образ, и хотя позже выясняется, что он во многом был связан с отрицательными впечатлениями, нельзя не признать, что тогда он не был лишён некоторой доли романтичности. Образ той, ради которой надо стать сильнее, лучше, чтобы обратить на себя её внимание. Далёкий от реальности, так как никакой духовной близости не было и в помине, схожий с представлениями некоторых молодых людей об их далёких звёздных кумирах. Часто говорят, что это было глупо, наивно со стороны Тифы, ждать "принца на коне белом", о котором ничего не знаешь:

Tifa: "But..." "It's true that we weren't THAT close, but..." "After you left town, I really thought about you a lot." "I used to wonder how Cloud was doing." "I wonder if Cloud was able to get into SOLDIER?" "I started reading the newspapers, thinking that there might be an article about you."

Но разве не менее наивно было со стороны Клауда такое поведение по отношению к той, о которой имел весьма смутное представление? Бахвальство, основанное на пустоте. Эгоизма здесь, выходит, не больше, чем зачастую требуется в отношениях (или их завязывании) между двумя противоположностями: "Я женщина, а он мужчина. Не я должна распускать перья и стараться выпендриться, а он. Потому что в конечном итоге выбираю я." Нечто подобное мы можем наблюдать при встрече Клауда и Аэрис, скорее в несерьёзной форме, но на суть это особо не влияет: свидание в обмен за работу телохранителем.

Tifa: "Umm, if you get really famous and I'm ever in a bind....." "You come save me, all right?"
"Whenever I"m in trouble, my hero will come and rescue me." "I want to at least experience that once."


Вновь несколько переиначим: "Если станешь птицей высокого полёта, не забудь про меня. Я поверю, что ты можешь добиться успеха. Но ты ведь не спроста мне это говоришь? Если хочешь стать моим героем, стань им." Что же здесь не так? Может быть, дело в тоне? Не хватает тонкости, такта? Не скажешь, что со стороны Клауда такое хвастовство было самым тонким решением. Но сработало. Тифа впечатлилась и в дальнейшем она делает то же самое, что ранее делал Клауд - верит в некий романтический образ, далёкий от реальности, но со временем, однако, только укрепившийся. Тогда как для Клауда романтичность образа Тифы со временем, наоборот, гаснет, на первый план выходит то отрицательное, что было с ним связано. Такой можно сделать вывод хотя бы из того, что в начале игры наш герой забывает про обещание, а в сцене в подсознании мы узнаём, что воспоминания, связанные с теми унижениями, чувством вины, слабости имеют для него большое значение. Тифа же забывает даже про то, что они не были близкими друзьями:

Tifa: "I've known you since we were children and I always thought we were close..."

Она придавала такое значение романтическому образу, связанному с ним Обещанию, что её воображение дорисовало некоторые черты об их детстве. Так или иначе, какими бы ни были представления Клауда о Тифе в прошлом, это не значит, что они не изменились в настоящем. Какими бы ни были мотивы Тифы на том свидании, это не значит, что её представления о нём, о их прошлом, о Клауде, в дальнейшем не изменились. При желании можно даже сказать, что они поменялись ролями. В детстве Клауд не может "достучаться" до Тифы, она не слышит его и не замечает, предпочитает водиться с другими "героями", обстоятельства настроены против него - там, на мосту, возможно, не хватило нескольких шагов для того, чтобы дотянуться... Повзрослели. Теперь Тифа не может "достучаться" до Клауда, он не слушает её, забывает про обещание - то, что она считала таким важным, увлекается другой молодой особой, обстоятельства настроены против Тифы - она хочет помочь, уберечь Клауда от возможной опасности, а получается... как всегда. К тому же, игроки начинают винить её во всех его бедах, называть глупой, подобно той толпе, что стояла у обрушившегося моста и, не разобравшись в ситуации, валила всю вину за несчастье Тифы на Клауда... Ну ладно, ГЫ. Как ни крути, но эти ребята какими-то судьбами не подходят друг другу, между ними как была так и осталась некая пропасть недопонимания, обстоятельств и т.п., и хотя во многом формирование взглядов на отношения между ними больше всего зависит от игрока, так как он может выбирать варианты, но всё же мы сделаем вывод по меньшей мере о том, что Аэрис подходит Клауду больше, чем Тифа (за подробностями прошу сюда). Из этого вывода, однако, не следует другой вывод о том, что так сложилось потому, что кто-то умён, а кто-то глуп, кто-то хороший, а кто-то плохой. Так сложилось потому.., что так сложилось. Зачем кого-то винить? Возможно, была бы Тифа порешительнее, всё сложилось бы иначе и лучше, возможно, был бы Клауд порешительнее и посильнее, он поладил бы с Тифой и Ко. в детстве, возможно, была бы Аэрис поосторожнее, не случилось бы такой ненужной трагедии. В конце концов, все они не злодеи. Злодеи осознанно и намеренно ведут к худшему, их и и вините. Думаю, ясно, на кого я намекаю. Разберём дело "невинной овечки" позже, во второй части данного опуса. И в заключение об эгоизме Тифы. Слишком ненадёжный довод. Ничто не мешает списать всё на нерешительность и на запутанность (благодаря обстоятельствам) вместе с желанием всё же помочь Клауду (можно упомянуть пару моментов, когда Тифа заботилась о нём когда он был не в лучшей форме).

Утверждение: Тифа никак себя не проявляет, она неудавшийся персонаж, ей нечем похвастаться кроме её больших г...

Ответ: Нужно быть весьма Проницательным Критиком для того, чтобы не заметить ничего кроме её больших г... гм.

http://www.geocities.com/ffviidestiny2/TragicChar.htm

Как видите, можно Тифу представить как трагического персонажа и выделить некоторые её черты, охарактеризовать. Про неудачность я помолчу, пусть для начала кто-нибудь напишет трактат, в котором будет чётко разъяснены "критерии качества" персонажа, при этом особое внимание уделив его сравнению с другими подобными, в данном случае Тифы с остальными участниками команды, кроме Клауда (и какая же там микроскопическая разница будет... Даже неохота в этом копаться). Впрочем, кое-чего попытаюсь и я, гм, коснуться, когда доберусь до Сефирота.

Утверждение: Тифа - лишний персонаж, её насильно вписывали в сценарий, а потому вписали не слишком удачно.

Ответ: А вот на этом вопросе хотелось бы остановиться поподробнее. Если мы утверждаем, что Тифа - лишний персонаж, то вместе с этим мы должны утверждать, что отношения между Клаудом и Тифой, которые просматриваются в игре, тоже лишние. А отношения эти, как мы должны были увидеть из всего вышепонаписанного, не так уж просты и однозначны. И не так уж мало времени им посвящается. Ну так вот. Чего ещё в игре есть такого непростого и запутанного, а? Может, это тоже стоит выкинуть? Давайте подумаем. Значит так. Зачем сценарист заставил Клауда подчёркнуто случайно встретить Аэрис? А потом ведь она оказалась последней из Древних, которая может чуть ли не мир спасти. И без неё, наверное, ничего бы не вышло. Совпадение? Едва ли. А может быть, в этом есть какой-то смысл? Тема судьбы есть? Не-а. Ну да ладно. Всё это придирки. Допустим, между Клаудом и Аэрис есть некая мистическая связь и вообще, так "романтичнее". Но зачем было делать Аэрис к тому же ещё и бывшей подружкой Зака? Ну, допустим, ради такой цели - показать, что Аэрис очень тонко чувствующий человек и видит, что Клауд не Зак. Но есть одна маленькая загвоздочка! Клауд - это и так не Зак! И никогда им не был. Кое-кто заявляет, что Клауд - это очень сложный персонаж, поскольку в нём присутствуют две, а то и больше личностей, одна из которых Зак. Так вот, ничего подобного! Есть только определённые воспоминания Зака, которые заместили, перемешались с Клаудовскими, а то, как использовать полученное решает сам Клауд. Это он в начале, а не Зак, демонстрирует своё безразличие и отстранённость. Зак был разговорчивым душевным парнем, а Клауд по-прежнему демонстрирует те самые черты нелюдимого мальчишки, в связи с которыми у него были проблемы в детстве. И всё также он ищет самоутверждения, конфликтуя с окружающими, и всю ту же нацепил иллюзию самоуверенности. Только теперь она работает на другом уровне, если в детстве Клауд сам пытался себя убедить в том, что он лучше других, то сейчас есть некое подсознательное убеждение в своей силе. Но всё равно - не настоящее, готовое рухнуть в любой момент. Не будем усложнять и сведём личность Клауда к следующему (кроме того, что было расписано выше). Скажем так, он не был слабым. У него был потенциал, просто он не знал как его использовать, да и обстоятельства никак не способствовали самоутверждению. Но потом приходит Аэрис и занимается с ним позитивной психологией. Всё у него начинает получаться, он меняется, становится сильнее и дружелюбнее по отношению к окружающим. Вот, в общем-то, и всё. Иных конфликтов не замечено. Есть только по большей части чисто условная борьба двух половинок. Или может мы ещё следы личности Тифы у Клауда поищем, раз её воспоминания тоже каким-то образом тут замешаны? Можно говорить только о неких манерах, перенятых Клаудом у Зака, но нам они практически незаметны (незначительны), вторая половинка личности нераскрыта в диалогах, мировоззрении и т.п. В остальном же - никакие научные трактовки и термины сюда не стоит примешивать (слова, слова, слова...). Будем считать, что игра несёт в себе всё же некий позитивный настрой, который заключается в том, что даже самый слабый неудачник может иметь некую скрытую силу, сопротивляться обстоятельствам и творить невероятные вещи. И дело тут не только в клетках Дженовы. Возвращаясь к Аэрис, заметим, что ей не нужно было знать Зака для того, чтобы догадаться, что за внешней холодностью, самоуверенностью, скрывается другая, настоящая сущность Клауда, раз уж она такая тонкочувствующая. Только лишний сюжетный узел. А с чего бы это Клауду забывать про Обещание? А с чего не хотеть спасать планету? Сам же так волновался о том, что о нём будет думать все. Повзрослел, зачерствел, вся романтика из головы выветрилась? Только не нужно говорить, что он не хотел быть Героем, ведь когда встречает Аэрис, то с радостью в этого героя с ней начинает играть. А своего "кумира" детства-то почему до этого не слышит? А почему забыл про Обещание, которому придавал всё ещё большое значение во время последнего посещения Нибельхейма, так как боялся показаться на глаза из-за его невыполнения? Просто так забыл... почему-то. А Тифа забыла (или скорее "не знала") о том, что Клауду не слишком комфортно было из-за неё, вот как-то умудрилась не заметить. Весьма остроумная, эта Дженова, если тут её роль имеет значение. Это, конечно, всё оправдано. Но только вот вся эта путаница с воспоминания и то, что сценарист всеми силами старается от нас скрывать правду, подводить к ней постепенно, вводя те или иные детали, всё это порождает некоторые неубедительные моменты. А может быть, весь этот детектив нам и не нужен вовсе? Зачем нам "декоративная" усложнённость? Оставьте те темы, которые неплохо раскрыты, вроде "экологии", оставьте характеры и эмоциональные сцены, приключения, мир и его историю, но уберите всю эту путаницу "как все друг друга обманывают и забывают что хотят". Дженову тоже уберите. Нафиг нужна? Эээ... Как Сефирот будет контролировать Клауда? Ну что-нибудь придумаете. Проясните образы злодеев. Раскройте лучше темы, которым уделили мало внимания. И эмоциональности, эмоциональности побольше. Я сказал эмоциональности, а не пафоса. А нафиг нам нужно знать детали предыстории? Всё равно ведь движемся всё к той же цели. Ну, отвлеклись на выполнение "побочного квеста" - на ракете слетали, попытались метеор остановить. Ничего не изменилось. Испытали массу зубодробительных приключений, очень захватывающе. Были потрясены - оказывается, Клауд клон Сефирота и преследовал его не совсем по своему желанию. Но не свернул ведь с пути. Может быть, стоило свернуть и начать двигаться в совершенно ином направлении? Сюжету, то есть. Чтобы персонажам развитие получить. Например... Два года спустя после Катастрофы... Нам показывают, что случилось с персонажами и чем они теперь занимаются, как они изменились... Что, эпизод на Хайвинде? Оказывается, все персонажи не просто так планету спасать шли, а каждый со своей целью. Ну и что? Получилось ещё более плоско - почти все хотели отомстить. Здесь нет развития, есть только определённая идея. О том, что люди "близоруки", они не могут искренне бороться за что-то абстрактно-великое. Им нужны конкретные примеры. Но это не значит, что все герои игры были лицемерами, прикрывающимися идеей спасения планеты. Спасение планеты было целью тоже, иначе на полпути можно было бы сворачивать. Или стало целью. И если столько усилий уже было вложено в том числе в это дело, то не должно останавливаться. О развитии и о смене основной цели, к которой стремится сюжет, это к слову о том, что стоит считать этим самым хорошим сюжетом для игры. Не, не нужен нам детектив, не нужна декоративная усложнённость, которая присутствует здесь скорее для того, чтобы создать ощущение "О, посмотрите как тут у нас всё запутанно и переплетено!", а не для того, чтобы раскрыть некие темы или живости сюжету придать в его развитии. Не. Неинтересны нам красные ленточки и зелёные шарики. Выбросить надобно их всех. Лишние потому как. Вот. ...А теперь вы думайте, что тут было серьёзно, а что нет, но всем этим, по меньшей мере, чревато утверждение о том, что Тифа - лишний персонаж в игре.

Похоже, наконец я закончил разбираться с нашей многострадальной Тифой, чему, конечно же, безмерно рад (надоело мучать бедняжку). У меня не было желания винить кого-либо из положительных героев, перекладывать вину с Тифы на Клауда и т.п., поэтому я пришёл к выводу, что винить их примерно одинаково глупо. У меня не было также желания доказывать, что Тифа умная, а только то, что не глупая. Обычный человек (ну, может, почти), которому позволительно запутаться в непростой ситуации. В результате мы должны были выяснить и, я надеюсь, мы это выяснили, что мнение, всюду обнаруживающее глупость Тифы и все проблемы сваливающее на эту глупость есть весьма утрированное, поверхностное мнение. И вообще... сп... Ну ладно, не будем об этом.

2

Вы не поверите, но у персонажей Final Fantasy VII тоже есть свои фанаты. Например, у Сида, у Баррета и у Сефирота. Причём если у первого обычно отмечают его мужественность и благородство, у второго отмечают его мужественность и благородство, то у последнего не преминут упомянуть его длинный... меч. Действительно, можно ли выделить у этого персонажа какие-то черты кроме, скажем так, ха... ха... ха... харизмы? Такой стильный чувак, пленяющий взор, да к тому же Настоящий Злодей. Вызывает Настоящую Ненависть к себе своими поступками, всюду несёт разрушения и стремится к бОльшим. Злодеи - это как будто особая каста, им достаточно быть колоритными, харизматичными для того, чтобы быть удачными злодеями. А если из них вдруг начинают делать персонажей, то вроде как уже и злодеями не назовёшь. Нужно мазать их одной краской - негативной - постоянно или большую часть времени для того, чтобы они оставались Настоящими Злодеями. А как же быть с Героями? Тоже ведь вроде нужно показывать их такими исключительно-благородными для того, чтобы они оставались Настоящими Героями. Мы выпутаемся из этой ситуации просто - если хороший персонаж, то значит не одной краской мазаный, со своими проблемами, сомнениями, ошибками, подвижностью в мышлении. Если герой или злодей, то не значит, что не персонаж. Потому не подходит Сефироту звание лучшего персонажа серии. Главных героев в серии уже научились создавать не плоскими, а вот со злодеями проблема. Что есть в Final Fantasy VII, что может Сефироту придать какие-то дополнительные оттенки? Одна сценка, в которой тот переживает свою трагедию из-за предполагаемого неблагородного происхождения. До неё никакого объёмного представления о характере этого персонажа мы составить не можем - ясно, что не был он таким безумным маньяком, кажется, спокойным вполне, не заносчивым. Но, как выясняется позже, всегда считал себя кем-то особенным, именно поэтому, вероятно, так повлияло на него однажды увиденное. Далее происходит сход с катушек, после которого Сефирот превращается в того самого безумного маньяка и изображается всю оставшуюся часть игры совершенно плоско. Никаких сомнений, переживаний, ничто человеческое не напоминает о себе, а может и не было его вообще? Что, всё-таки Сефирот преследует какие-то благородные цели - найти Землю Обетованную, избавить планету от "предателей", а потом что-то ещё... полететь куда-то? Может быть, запутался человек, уверовав в ложные теории, и вообще злодеем его называть не стоит? А никто ему ничего не рассказывал, а он и не хотел слушать... Это как же надо было запутаться, чтобы начать совершать такие деяния без тени сомнений возникновений? Сойти с ума? Или Дженова подсобила? Кое-кто может записать в пользу Сефирота упомянутый в Ультимании факт о том, что воля Сефирота возобладала, благодаря ей он контролировал Дженову. Значит, он преследовал вместе с ней свои, пусть иллюзорные цели? Нельзя упускать из виду ещё и тот факт, что Сефирот сам был рождён нестандартным способом и огромную роль Дженовы в этом процессе. Поэтому кто кого контролирует можно поставить под сомнение, положим, та часть Дженовы, которая оказывала непосредственное влияние на Сефирота, помутила его рассудок, заставила преследовать только одну цель и не сомневаться в верности своего пути, а затем этот разум начал контролировать передвижения остальных частей Дженовы. В результате получаем Сефирота как эволюцию Дженовы с каким-то жалким подобием и остатками человеческого в поведении. Лучший персонаж? С таким-то человекоподобием? Даже на хорошего не тянет. Может быть, с точки зрения сюжета такое поведение как-то и оправдано, но не с точки зрения, извините, "критериев качества" персонажа. Конечно, в каких-то случах вообще не требуется персонажей раскрывать, достаточно сделать их колоритными или выполнять определённую роль в зависимости от особенностей произведения. Но если уж говорить о хороших персонажах... которые чтобы таковых напоминать должны быть похожими на людей и людей непростых, интересных, со своими проблемами, меняющихся под гнётом жизненных обстоятельств, либо сумевших сохранить себя, хотя какие-то отпечатки всё происходившее на них и наложило. В jrpg можно найти примеры более или менее подходящих под "критерии качества" персонажей, можно найти даже подходящих под эти критерии злодеев, для jrpg характерно внимание к раскрытию персонажей (но тут, как из всякого правила, есть исключения), потому мы можем утверждать, что Сефирот не должен претендовать на звание какого-то выдающегося jrpg-шного и даже FF-шного персонажа, недостаточно злодею харизмы и колоритности, чтобы можно было назвать его лучшим персонажем. Позже я опишу каким в моём представлении должен быть злодей для того, чтобы его можно было назвать хорошим персонажем.

Вернёмся к вопросу о человекоподобии Сефирота. Всё-таки его можно назвать достаточно неглупым, даже хитрым в некоторых своих действиях. Ну хорошо, отбросим даже объяснение об эволюции Дженовы и предположим, что да, Сефирот преследовал какие-то свои высокие иллюзорные цели и ради этого всех ненавидел, всё разрушал вокруг и хотел уничтожить планету. Этой отмазки достаточно, чтобы усомниться в злодействе Сефи? В его одноцветности? Здесь мы начинаем рассуждать скорее о сущности вещей, добра и зла, а не о том, как они изображены. Добра и зла не существует, любой маньяк или преступник - просто запутавшийся человек, а если он ещё и безумец и думает, что чем больше он убивает людей, тем ближе к завершению своей благородной миссии по спасению Вселенной, то вообще замечательно. Давайте возьмём такого маньяка в игру и 98% времени будем показывать как он режет, крошит и убивает, а в начале и конце покажем две маленькие сценки - как его обидели в детстве и пафосную речь о том, что он всё это ну не просто ведь так совершает, а ради спасения Вселенной. Всё, уже не злодей, а несчастный запутавшийся человек. Нет, не стоит все эти неоднозначности, которые вышли из размышлений о сущности добра и зла как таковых, переносить на те вещи, в которых это добро и зло может быть изображено достаточно однозначно. Если бы создатели действительно хотели показать Сефирота не совсем злодеем, то уделили бы его образу побольше внимания, а не пару сценок для отмазки. Смягчили бы его или поставили в более неоднозначные ситуации, а не в такие, в которых кроме как собственным нежеланием что-то слышать и в чём-то сомневаться, нечто человеское проявлять, и не объяснишь подобное поведение. Чую я, кто-то может начать говорить про скрытый смысл - никто ведь не застрахован от того, чтобы хитрые япошки не подсунули нам где-нибудь намёк вроде "а люди паразиты ещё хуже, чем Дженова, а вообще всё это им приснилось, на самом деле Сефирот белый и пушистый". Как ещё можно взглянуть на этот вопрос, не увязнув в особой бредовости? Сравнить действия Клауда и Сефирота? Действительно, между ними есть некая связь, но сходства в их действиях обнаружить весьма проблематично. По сути, Сефирот только строит препятствия, преодолев которые, Клауд становится сильнее, но неоднозначности никакой это не создаёт, так и должно быть когда "добро преодолевает зло". Само понятие зла в Final Fantasy VII, однако, нельзя свалить на одного Сефирота, есть некая сеть зла. Но вся эта сеть довольно однозначна. О некой неоднозначности можно говорить, пожалуй, только в случае с Дайном, но это эпизодический персонаж. Да, мы видим наших героев в начале, ведущих террористическую деятельность, в результате которой случаются жертвы и среди мирного населения, но, как уже говорилось, положительных персонажей в серии уже научились изображать не плоско - у них могут быть свои проблемы и ошибки. Злодеи же все довольно однозначные. И я не вижу разумных убедительных способов привести к пониманию того, что Сефирот в игре изображён не злодеем, либо что какие-то темы Final Fantasy VII на это должным образом намекают. Каким же должен быть злодей для того, чтобы быть интересным персонажем? Чаще всего для того чтобы придать дополнительную объёмность образу злодеев, их делают пленниками иллюзии, сторонниками иной точки зрения или жертвами, которые мстят кому-то или чему-то за что-то (и теряют чувство меры). При этом, конечно, уделяя больше внимания самому образу, характеру, в которых могут происходить изменения - кто-то, например, в какой-то момент осознаёт иллюзорность своего пути. В случае с разными точками зрения вообще может быть непонятно кто герой, а кто злодей и, возможно, так и не удастся до конца это выяснить. Но я бы не сказал, что последний способ лучший для того, чтобы сделать интересного отрицательного персонажа. Хотя способ. Это нужно скорее для некоего оригинального эффекта - почему мы с ними сражаемся, может это мы злодеи? Как видно, даже релятивизм некий возникает - непонятно, что хорошо, а что плохо - сторонникам чистоты сказочного жанра это может быть не по нраву (если это всё ещё в какой-то степени сказочный жанр). Есть ещё один способ, который может перекликаться с предыдущими - сделать самого "злодея" неоднозначным. Показать, как в человеке могут парадоксальным образом переплетаться возвышенное и низменное, благородное и жестокое. Примерно в равных пропорциях. При этом такой персонаж некоторыми своими поступками будет вызывать антипатию, как и положено настоящему злодею, каковым у нас прослыл Сефирот.

На этой ноте мы закончим и ответ на вопрос почему Сефирот не лучший персонаж, я надеюсь, теперь получен.


P.S. Статью можно обсудить на форуме.

Только зарегистрированные пользователи могут
оставлять комментарии на сайте.
Комментарии (всего: 7)
1

   Авадон :: 10 июня 2012, 22:28 ::       
Так ведь по сути своей Сефирот и был этой самой лицежоркой, но в отличии от неё он хотел сожрать не горстку подвернувшихся под руку человечков, а энергию всего живого, что бы потом, притерпев некую метоморфозу (частично нами увиденную в финальной битве) превратиться в новую форму жизни, которая возможно и размножалась бы, если бы наши подопечные не отправили его к &@!?%¥# матери.

Предупреждения
   Шемас [ модератор ] :: 9 июня 2012, 20:05 ::       
 Авадон @ 9 июня 2012, 16:09 

Мы ведь не требуем раскрытия личности инопланетян из фильмов ужасов, верно?

Большее не ожидается только от хищников-лицежорок, которыми двигают примитивные инстинкты. С ними все понятно, они голодные и хотят размножаться, этого достаточно.

   Авадон :: 9 июня 2012, 16:09 ::       
Хорошая статья, но по поводу нераскрытости характера Сефирота всё не так уж однозначно - осознав свою природу он перестал быть человеком, а людей начал воспринемать как низшую форму жизни с паразитическими наклонностями.
Мы ведь не требуем раскрытия личности инопланетян из фильмов ужасов, верно?

   ya-lentay :: 2 января 2011, 10:54 ::       
Хорошая статья, все на месте: факты, доводы, аргументы. Но порадовало вступление - ржач!

Предупреждения
   Шемас [ модератор ] :: 21 июля 2010, 12:41 ::       
 Sefirоth @ 21 июля 2010, 10:38 
Где моя катана?

Нет у него катаны.

 Sefirоth @ 21 июля 2010, 10:38 
Одноцветность - его типаж.

Ты хотел сказать "картонность"?)

   Sefirоth :: 21 июля 2010, 10:38 ::       
"Фи! Что это тут обо мне написано! *смеется* Где моя катана? Сделаю втору смертельный укол!!!"

А если серьезно: понятия характера персонажа не возникает потому что сам этот персонаж таинственный и скрытный. Каково бы было, если бы знать о нем все до последней мелочи, а в след. сцене видеть его таким мрачным и таинственным. Одноцветность - его типаж.

   glaive :: 21 июля 2010, 10:21 ::       
Серьёзные ребята
после того как узнали что Клауд может
быть опасен, что у него проблемы,
должны были озаботиться не только
тем, что этот парень может повлиять
отрицательно на их миссию (в том числе
на попытку спасти Аэрис), но и состоянием
здоровья этого парня.

Всё это разбивается о нетерпеливый характер Баррета. К тому же, персонажи не обязаны всегда поступать максимально рационально, и это вовсе не недостаток сюжета.

кто-то
из команды поступает ещё глупее (и
это не Тифа), когда отдаёт Клауду
чёрную материю, зная, чем это обернулось
в прошлый раз, зная об умении Сефирота
и Дженовы создавать иллюзии.

Тоже не согласен. К примеру, если бы это был Баррет, то он мог бы не сообразить (не в его стиле зачастую соображать), а если бы это был Нанаки, то тому просто могло и не быть дела до произошедшего в храме. Вот, например, когда я проходил игру, я отдал материю Нанаки, при том, что в партию во время похода в храм он не входил. На мой взгляд, вышло вполне логично. В конце концов, нестандартная ситуация => нестандартное поведение. Плюс то, что я назвал выше. Кроме того, подозреваю, что сам автор статьи сценарии не пишет.
1
Реклама: 
  Яндекс.Метрика Все материалы (c) 2002-2018 Final Fantasy Forever
Дизайн и движок (c) 2017 EvilSpider